Генералова С.В.
Начальник научно-просветительского отдела
Трансформация образа Ленина и ее влияние на экспозиции
мемориальных музеев заповедника «Горки Ленинские».
Образ – понятие многозначное, но относительно заявленной темы ближе будет следующее определение: ОБРАЗ — результат реконструкции объекта/субъекта в сознании человека; понятие, являющееся неотъемлемым моментом философского, психологического, социологического и эстетического дискурсов.
Образ рождается двумя путями – как сознательное профессиональное конструирование сверху, и, условно, снизу, как итог восприятия человеком. Эти пути могут идти параллельно или пересекаться, но именно их взаимодействие делает образ живым, меняет его в соответствии с эпохой. Это справедливо и для образа Ленина, который развивался от свободного к каноническому, затем схематичному, чтобы в дальнейшем перейти к стадии деканонизации.
Первый этап развития образа можно условно назвать «Живой Ленин». Он существовал до середины 1920-х годов. В этот период не было канонов, и каждый был волен писать и лепить Ленина так, как он его видел. К этому периоду относятся, например, портреты Ленина, выполненные Л. Бернаром, Н. Фешиным, Й. Кльяковичем. И в данном случае не важно, видел художник Ленина или нет, важно, что эти работы содержат большой эмоциональный заряд – в них энергия революции, молодого государства, веры в светлые идеи Октября. Это прекрасно выразил Луначарский: «Дать Лениниаду – это значит написать нечто вроде “Войны и мира”; дать эпопею на тему о борьбе, о строительстве, о революции, о культуре в великие ленинские годы, показать, как Ленин вырос из этой эпохи, а потом оплодотворил эту эпоху»1.
В эти годы не запрещалось использовать образ вождя на обертках конфет, крышках портсигаров и прочих товарах широкого потребления.
Однако Комиссия по увековечиванию памяти В.И.Ленина обеспокоилась тем, что портреты Ленина не обладали достаточным документальным сходством. Поэтому в июне 1924 года ЦИК выпустил декрет «О порядке воспроизведения и распространения бюстов, барельефов, картин и т. п. с изображениями В. И. Ленина». Государство установило монополию на «светлый образ».
Л. Бернар. Ленин в кафе «Клозери де Лила», Париж, 1910.
Н. Фешин. Портрет Ленина. 1918.
Й. Кльякович. Ленин. 1924.
Цензурные функции, которые по факту выполняла Комиссия, привели к канонизации образа Ленина.
Канонический период образа Ленина продлился до середины 1960-х. В это время Ленин, с одной стороны, - простой земной человек, мягкий, демократичный в общении, любящий детей и животных. С другой – это суровый вождь революции, грозный мессия, повелевающий судьбами мира. Как писал А.Луначарский, в вождях «пролетариат чтит самого себя потому, что они и по своему идейному направлению, и по общему своему облику являются плотью от плоти, кровью от крови его самого, его наиболее типичными, наиболее блестящими представителями»2. Именно родным и великим одновременно стал Владимир Ильич для каждого советского человека. Цельную личность, идущую намеченным курсом, смягчали человеческими качествами вождя.
Художники и скульпторы этого периода обращались к работам Н.Андреева, И.Бродского, С. Меркурова. Причем обращались не столько для вдохновения, сколько для измерений – с линейкой и штангельциркулем. Процесс создания произведения искусства постепенно свелся к простому копированию утвержденных образцов.
Н.Андреев. Ленин. 1922.
И. Бродский. Ленин на фоне Смольного. 1925.
Многолетнее копирование канонических образов привело к тому, что период 1960—1970-х стал новым в трактовке образа Ленина. Скульпторы и художники стали использовать упрощенную трактовку фигуры, хотя лицо все еще изображалось в точной реалистической манере. Постепенно и неизбежно изображение Ленина превратилось в знак, схему, пиктограмму – рисунок отображал узнаваемые черты, но был не способен отобразить многоуровневый сложный образ.
В 100-летию со дня рождения Владимир Ильич стал «русским богатырем» - высоким, сильным, с развитой мускулатурой. Яркий пример этого – скульптура «Шагающий Ленин» работы И.Бродского, поставленная на подъезде к музею-заповеднику «Горки Ленинские».
И.Бродский. Шагающий Ленин. 1980.
После развала СССР образ Ленина пережил этап деканонизации. Ввиду большого количества изображений вождя в публичном пространстве этот процесс оказался сложным и долгим. Как создание образа в 1920-х, так и его развенчание в 1990-х шло несколькими путями – это забвение, иногда обрушение сверху, и попытка переосмыслить, а где-то и опошлить снизу.
Изменение образа Ленина оказало влияние на экспозиционные решения мемориальных музеев заповедника «Горки Ленинские».
Ленинские музеи были «призваны воссоздавать атмосферу прошлого, приближать ее… путем наглядного показа, подкрепленного документальными источниками, помогать посетителю постичь характер великого человека, почувствовать ритм его жизни и труда, осознать методы работы, взаимоотношения с окружающими»3.
Каждый из мемориальных ленинских музеев рассказывал об определенном периоде жизни – детство, студенчество, первый политический опыт, ссылка, время революции. Музей «Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле» был посвящен последним пяти годам его жизни. То, что это в это время Ленин был главой государства, способствовало тому, что все экспонаты этого музея подлинные – решение о сохранении предметов и помещений принималось сразу после смерти Ленина.
В отличие от других мемориальных музеев, музею в Кремле не пришлось собирать немногие уцелевшие вещи Ульяновых или заменять недостающее антиквариатом. В подобном положении оказался еще один музей – «Усадьба Горки».
Первое Советское правительство переехало из Петрограда в Москву в марте 1918 года. Оно расположилось в бывшем здании Сената. На третьем этаже Ленину были выделены помещения для работы и квартира для жизни его семьи. После смерти Ленина в 1924 году решили сохранять в неприкосновенности его кабинет, библиотеку и комнату в квартире. После смерти Н.К. Крупской в 1939 были закрыты оставшиеся комнаты квартиры. Только зал заседаний Совнаркома продолжал использоваться до 1958 года.
Музей «Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле» был открыт в 1955 году. Особенности посещения и режима были связаны с местонахождением музея в здании правительства СССР. Тем не менее, за 1955 – 1991 гг. его посетило более 2 млн. человек.
В момент открытия музея образ Ленина уже был канонизирован, но еще не стал пустым символом. Поэтому создатели музея подходили к каждому предмету, к каждой книге или записке с благоговейным трепетом. В коллекции хранятся не только мебель, посуда и одежда, но и засохшие мандарины, которые Крупская не убрала из комнаты М.И. Ульяновой после ее смерти, и обломок гребешка самой Надежды Константиновны.
При создании музея в Кремле в 1955 году удалось привлечь к работе современников Ленина – Кржижановского, Бонч-Бруевича, Малькова, Оцупа, детей И.Арманд, В.Дридзо, Ш.Манучарьянц, секретарей и телефонисток.
Интересен факт проведения баллистической экспертизы при восстановлении обстановки кабинета Ленина. Он иллюстрирует основательность подхода к созданию экспозиции в Кремле.
В июне 1957 года научные сотрудники Всесоюзного НИИ криминалистики Прокуратуры СССР произвели исследование фотографических снимков кабинета В.И. Ленина.
Известно, что снимки сделаны фотографом П.А. Оцупом в 1922 году фотокамерой 18х24 см с объективом F=240 мм. В архиве были обнаружены соответствующие пленочные негативы, сняли план кабинета и размеры помещения и предметов обстановки. На основании снимков криминалисты сделали графические построения, с помощью которых были найдены точки стояния фотоаппаратов при съемке. Для этого использовались неподвижные ориентиры – кафель, задвижки и углы печи, а также предметы, положение которых, как считалось, сохранилось неизменным – книжные шкафы, стоящие вдоль стен. Пользуясь графическими построениями на пересекающихся лучах, установили положение письменного стола и этажерок.
В среднем величина расхождений между данными, полученными путем графических построений и путем вычислений, не превышает 10%. Эти расхождения объясняются нерезкостью изображений предметов заднего плана.
Кабинет и библиотека транслировали образ Ленина – главы государства, мыслителя, человека широких взглядов, образованного, великого и гениального. Квартира должна была демонстрировать личные качества вождя – прежде всего скромность, самоотверженность.
Схематизация образа в 70-е и 80-е привела к автоматизации реакции на него, но экспозиции мемориальных музеев в этот период не менялись.
Расположение музея в Кремле, который с марта 1918 является официальной резиденцией главы государства, способствовало сохранности подлинных предметов. Но со сменой политического режима изменился адрес мемориального музея. Открытый в годы хрущевской оттепели и закрытый после горбачевской перестройки, музей оказался в нестандартной для мемориальных экспозиций ситуации. По распоряжению В.С. Черномырдина коллекция была перемещена из Кремля в музей-заповедник «Горки Ленинские».
После перемещения коллекции в Горки Ленинские необходимо было поставить вопрос, какой музей мы создаем? На протяжении десятилетий создание ленинских музеев, их научно-просветительская деятельность осуществлялась под руководством единого центра – Центрального музея В.И. Ленина (ЦМЛ) и ЦК КПСС. Целью создающихся музеев была пропаганда жизни и деятельности Ленина. Но в 1995 году такой подход уже не работал.
Сотрудники понимали, что главная задача - сохраняя мемориальную коллекцию, приблизить экспозицию к оригиналу.
В парке было выбрано здание дачи постройки 1908 года, примерно равное по площади кремлевской экспозиции, однако этажность, планировка, расположение комнат существенно различались со зданием Сената. Точное копирование кремлевского музея в этих помещениях было невозможно. Начался поиск сбалансированного подхода. Первый вариант восстановленной экспозиции был открыт в 1995г. и просуществовал до 2017 г. С экспозиционной точки зрения музей транслировал те же смыслы, что в 60-е годы.
Кабинет В.И. Ленина. 1960.
Кабинет Ленина 2015.
Кухня в квартире Ульяновых. 1960.
Кухня в квартире Ульяновых. 2017.
Кухня в квартире Ульяновых 2020.
В новом веке мы начинаем новый цикл. Можно сказать, что в ленинской теме снова этап творчества. Мы коллекцию сохранили, теперь нужно ее популяризировать, наполнять новыми смыслами. В поиске направлений развития нам помогают запросы наших посетителей. Отвечая на них, мы расширяем количество музейных предметов в экспозиции. Сейчас на обеденном столе на кухне мы показываем коллекцию утвари, в библиотеке Ленина открыта выставка, рассказывающая о Ленине как читателе, а в библиотеке Крупской можно увидеть методические пособия и учебники 20-х годов.
Во время капитального ремонта (2017-2018 гг.) была проведена перепланировка и увеличено количество помещений. В новой экспозиционной зоне воссоздан «Кремлевский коммутатор», удалось еще больше приблизить к оригинальным комнаты Марии Ульяновой и Надежды Крупской.
У нас есть проекты по восстановлению с использованием подлинных изразцов печи на кухне и камина в кабинете В.И.Ленина. Предстоит также модернизировать территорию, прилегающую к зданию музея. Проект ее оформления нацелен на создание иллюзии нахождения на территории Московского Кремля.
Те же этапы проходил в своем развитии музей-усадьба « Горки». В 1949 г. в усадьбе был открыт мемориальный Дом-музей В.И. Ленина, в экспозиции которого были представлены личные вещи Ленина и семьи Ульяновых. Так как Ленин впервые приехал в Горки после ранения, постоянным местом проживания для него они стали во время болезни, и здесь же вождь умер, в экспозиции доминировала тема скорби и невосполнимости утраты.
Комната Ленина в Горках. 1960-е.
Траурный зал. 1960-е.
В 1990-е задача музея Ленина в Горках сводилась к сохранению коллекции и поиску новых тем. Как большинство идеологических музеев, он пошел по пути диверсификации направлений работы – возникла тема усадьбы и ее владельцев, была восстановлена мемориальная экспозиция во всех комнатах.
В 2015 была завершена комплексная реставрация усадьбы. При работе над экспозицией за основу был принят 1918 год – в апреле усадьбу покинула З.Г. Морозова-Рейнбот, а в сентябре впервые приехал В.И. Ленин.
Комната З.Г. Морозовой-Рейнбот. 1970-е.
Комната З.Г. Морозовой-Рейнбот. 2019.
Кроме работы над мемориальной экспозицией, перед нами стоит вопрос – как и что нам говорить о Ленине? На основании опыта работы музея-заповедника можно сделать следующие предположения о том, какие темы, связанные с Лениным, интересны нашим посетителям.
1. Существует общее понимание того, что Ленин неустраним из национальной памяти. Его фигура не может служить консолидации общества, у каждого есть и будет свой Ленин и свой Октябрь. Но эта фигура учит нас принимать историю своей страны как непрерывный процесс, и эта одна из важнейших задач музеев сегодня.
2. Можно без преувеличения сказать, что ХХ век, его противоречия, ошибки, мучительные искания, взлеты, падения наиболее отчетливо отразился в Ленине. Переходя от общего плана к деталям, мы начинаем видеть величие ленинского замысла и жестокость при его реализации, успехи и ошибки, энтузиазм и заблуждения. Без осмысления деятельности Ленина, его личности, интерпретации, мифологии мы не поймем судьбы России на переломе эпох.
3. Посетитель музея понимает ценность опыта. И опыт первых лет Советской власти резонирует проблемам сегодняшнего дня – национальный вопрос, система образования, кризис веры, госкапитализм, идеи социальной справедливости.
4. Ленин нужен государству, обществу, индивиду, потому что и у народа, и у личности существует потребность в герое. Ленин — фигура мирового масштаба, изменившая ход исторического процесса. Именно он привел массы к государственному строительству - до него в этом участвовало только белое образованное привилегированное меньшинство.
5. Мы сознаем, что Россия, выбрав Запад как цивилизационную модель, автоматически оказывается догоняющей. Поэтому она не интересна миру. Только в годы Советского проекта Россия шла в авангарде мирового исторического процесса, только тогда здесь творилась история.
6. Сегодня актуальна личная история Ленина, потому что это история успеха. Это и про социальные лифты, и про решение экзистенциального кризиса современного человека. В этом разрезе интересно рассматривать Ленинизм как стратегию достижения целей.
Образ Ленина продолжает меняться, Ленин остается значимой, рубежной фигурой ХХ века. И конструктивный подход к его личности и роли в истории нашей страны и мира кажется наиболее прагматичным. Как сказал Славой Жижек - «повторить Ленина – значит повторить не то, что Ленин делал, а то, что он не сумел сделать, его упущенные возможности»4.
__________________________________________________________________
1. А.Луначарский. Собрание Сочинений. Том 8. Предисловие [К книге М. Беккера «Ленин в художественной литературе»]. Режим доступа http://lunacharsky.newgod.su/lib/ss-tom-8/predislovie-k-knige-m-bekkera-lenin-v-hudozestvennoj-literature/
2. Доклад Комиссии ЦИК СССР по увековечению памяти В.И. Ленина о постройке вечного Мавзолея В.И. Ленина. 21 октября 1924 г. РГАСПИ. Ф.16. Оп. 1. Д. 129. Л. 1–7.
3. Л.Кунецкая, К.Маштакова. Встреча с Лениным. М., «Советская Россия», 1987 г.
4. С.Жижек. 13 опытов о Ленине. Режим доступа http://www.plam.ru/hist/13_opytov_o_lenine/p15.php
Новые данные по вопросу авторства проекта усадебного комплекса в государственном историческом музее-заповеднике «Горки Ленинские».