Министерство Культуры
Государственный исторический музей – заповедник «Горки Ленинские»
|

Сравнительный анализ истории гильдии вольных каменщиков в Западной Европе и России

Наседкин Е.Н., главный научный сотрудник

Музея-заповедника «Горки Ленинские»,

учитель Университетской гимназии МГУ имени М.В. Ломоносова.

 

           С 2019 г. Музей-заповедник «Горки Ленинские» осуществляет сотрудничество с гимназией Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. В Гимназии активно развивается «проектная деятельность» учеников. Особо приветствуются проекты, включенные в производственную деятельность крупных государственных компаний, учреждений, предприятий и пр. Ряд учащихся 10-11-го. класса гимназии приняли участие в развитии экспозиционной, выставочной и научной деятельности Музея-заповедника «Горки Ленинские». В частности, школьникам было предложено попробовать свои силы в новаторском научно-исследовательском направлении музея, получившем название «Путь белого камня», которое посвящено истории добычи камня в России Средних Веков и Раннего Нового времени.

         Изучая историю каменного дела, школьники начали задавать вопросы, а есть ли что-то общее между людьми занятыми в добычи и обработке камня и так называемыми «вольными каменщиками» (или по другому «масонами»). Подобные вопросы задают не только школьники, но и посетители усадьбы Горки, услышав например, что масоном был один из ее владельцев – генерал-майор Александр Писарев.

         Мы предложили школьникам самим разобраться в этой проблематике, и предлагаем вашему вниманию результаты их самостоятельных изысканий. Илья Комиссаров взялся изучить историю средневековых гильдий «вольных каменщиков» в Европе. А Арина Канева решила прояснить, чем же занимались образованные масоны в России XVIII – XIX вв.

 

 

 

Комиссаров Илья

ученик 11 класса Историко-филологического профиля

Гимназии МГУ им. М.В Ломоносова

 

Сравнительный анализ истории гильдии вольных каменщиков в Западной Европе и России

       В X веке в Западной Европе в результате окончательного отделения ремесла от сельского хозяйства и активного развития торгового обмена появляется тенденция возникновения и роста городов нового, феодального типа. Производственную основу средневекового города составляли ремесла и промыслы. На юге Европы, особенно в Италии, отчасти в Южной Франции ремесло развивалось почти исключительно в городах: их раннее развитие, густота сети, мощные торговые связи делали нецелесообразными ремесленные занятия в деревне. В городах работали десятки и даже сотни ремесленников одновременно. В отличие от крестьянина городской ремесленник был почти исключительным товаропроизводителем. В средневековой Европе было множество городов и ремесленных слобод, где мастера работали на свободный, иногда международный рынок. Некоторые славились изготовлением определенных сортов сукон (Италия. Фландрия, Англия), шелка (Византия, Италия, Южная Франция), клинков (Германия, Испания). Городские ремесленники как самостоятельные, раздробленные, мелкие товаропроизводители нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов. Этим и объясняется появление цеховых организаций (гильдий), т.е. объединений городских ремесленников одной или нескольких специальностей. Ремесленные цехи появились в Западной Европе почти одновременно с самими городами: в Италии уже в X в., во Франции, Англии и Германии с XI – начала XII в., хотя окончательное оформление цехового строя с помощью хартий и уставов происходило, как правило, позднее[1].




Рис. 1, 2, 3. Средневековые каменщики. Миниатюры

       Цеха имели свой внутренний распорядок, иерархию, чуть позже получили широкие права и привилегии. Роль цехов возросла до той степени, что они косвенно могли принимать участие в осуществлении политической власти (участвовали в выборах, городском самоуправлении и даже в работе государственных органов). Даже в Англии, где ремесленные гильдии зародились на королевской земле (т.е. не обладали такими широкими правами самоуправления, как у их «собратьев»), принадлежность к гильдии давала возможность приобрести права фримена[2], то есть полноправного члена городской общины. Однако с конца XIV века цеховая организация начала разлагаться, это выразилось в противоборстве мастеров и учеников (и подмастерьев), в результате которого последние начали создавать особые организации – братства, являвшиеся союзами взаимопомощи и борьбы с мастерами. Начинается процесс «замыкания» цехов – ограничения и запрещения доступа в них учеников и подмастерьев.

       В Англии, например, политика «замыкания» цеха поддерживалась королевской властью (в 1503 году Генрих VII издал статут, в котором ремесленникам запрещалось утверждать какие-либо собственные акты или ордонансы)[3], тем самым монархия старалась предотвратить уже начавшуюся в гильдиях социальную дифференциацию. Принятие данного запрета также создало серьёзные препятствия для возникновения в Англии «спекулятивных», т.е. неремесленных масонских лож ("франкмасонство", от фр. franc mason, "вольный каменщик", термин, возникший в XV веке; «ложа» – первоначально место для проведения собраний гильдии, позже – наименование для всей артели каменщиков)[4].

       Цеха каменщиков не считались самыми влиятельными, но у них были значительные привилегии перед другими гильдиями. Они, единственные из податного населения, имели право беспрепятственно передвигаться по территории страны (данная привилегия была обусловлена необходимостью строительных гильдий переезжать из одного города в другой, чтобы возводить новые здания). Отсюда и пошло название «вольные каменщики»[5].

       В XIV веке демографическим последствием эпидемии чумы стала резкая нехватка квалифицированных строителей. Это время стало пиком в развитии ремесленных гильдий каменщиков. Каменщики потребовали повышения оплаты труда. Однако и во Франции, и в Англии данная инициатива была встречена сопротивлением со стороны властей. Правда, уже в XVI веке мы наблюдаем своеобразный «откат» от политики «замыкания цехов». Теперь в гильдию может быть принят любой мужчина, уплативший выкуп (с учётом возрастного ценза), а не как раньше – через совет старейшин.

       Немаловажно и то, что гильдиям, наконец, даётся так называемое «право хартии», т.е. возможности действовать независимо в разработке и утверждении устава (соблюдая нормы текущего законодательства). Более того, всё большую популярность приобретает присвоение гильдиям статуса ливрейных компаний (пользующихся особым покровительством у короля и городских властей). Это были самые богатые и наиболее развитые цеха (кстати, на месте ливрейных компаний, располагавшихся на месте лондонского Сити, впоследствии появилась первая Великая Ложа). Цеха получили возможность сосредотачивать в своих руках капитал, опираясь на государственную поддержку, постепенно отходить от изначальной сферы интересов[6].

       О появлении цехового устройства в России мы, главным образом, узнаём из регламента Главного магистрата 1721 г. В главе 7 «О разделении гражданства» говорится о делении всех «регулярных» граждан на две гильдии. К первой были отнесены все крупные и знатные торговцы, а также доктора, аптекари, шкиперы, золотых и серебряных дел мастера, живописцы. Ко второй же мелкие торговцы и ремесленники. Последние далее делились на основании однородности мастерства: «Каждое художество или ремесло свои особые цунфты (цехи) или собрания ремесленных людей имеет, а над оными — ольдерманов» (старшин); число последних зависело от «величества города и числа художников» (ремесленников). Каждый цех, в свою очередь, делился на членов полноправных – учителей – и членов неполноправных – учеников и подмастерьев. Для учеников был установлен семилетний срок пребывания у мастера, после чего они получали удостоверение о знании ремесла. Звание мастера даётся лишь после успешного испытания, которое производится «как в чужих краях»[7].

       По сути, Пётр I заимствовал западную модель цехового устройства с её привычным внутренним делением, испытанием на звание мастера, выбором старейшин. Однако здесь же находим один любопытный момент: в цехи имеют право вступать все, «ремесленники всяких художеств», люди «всяких чинов» (на основе этого факта можем говорить о развитии цехового устройства в Западной Европе, там происходит «откат» от замыкания цехов, значит Петром была заимствована поздняя модель цехового устройства и перенесена русскую почву). Необходимо также заметить, что осуществлялся принцип принудительного вступления в цехи. Например, когда в Орле обнаружилось 27 канатных мастеров, не записавшихся в цехи, то по просьбе канатного цеха орловский магистрат постановил или отобрать у тех мастеров подписку о поступлении в цех, или запретить им мастерство[8]. То есть, мы можем говорить о такой уникальной форме организации цехового устройства, как организация «сверху». Это ставило цеховые организации в определённую зависимость. Цехи должны быть всегда в готовности, когда возникнет потребность «отправления казённых работ», цехи могли быть обвинены в недостаточном развитии производства, в неудовлетворительном качестве поставляемых казне изделий.

       Таким образом, мы можем утверждать о разных путях формирования цеховой организации в Западной Европе и в России. Если в городах Западной Европы из-за достаточно развитых торгово-ремесленных отношений цехи возникали сами и постепенно накапливали свой капитал, то в России образование цехов проводилось «сверху», что ставило их в соответствующую зависимость от государственной власти.

 

Список литературы:
1. Антонов А.В. Из частной жизни служилых людей рубежа XVI-XVII веков.// А.В. Антонов.—М.: Памятники исторической мысли, с.160-174.

2. Дементьев Е. Цехи в Западной Европе.// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907 — Т. 38: Цензурный комитет - Человек. — С. 121-136.

3. Киясов С.Е. От гильдий каменщиков - к философским ложам: масонские метаморфозы в Англии XVI-XVII вв. // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. — М.: ИВИ РАН, 2009. — Вып. 27. — С. 353-361.

4. Соколов Н. П. Венецианские цехи в XIII и XIV вв.// Средние века — М.: ИВИ РАН, 1959. — Вып. 15. — С. 31-50.



[1] Дементьев Е. Цехи в Западной Европе// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890—1907. Т. 38: Цензурный комитет - Человек. С. 121-136


[2] Киясов С.Е. От гильдий каменщиков - к философским ложам: масонские метаморфозы в Англии XVI-XVII вв. //Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. М., 2009. Вып. 27. С. 354


[3] Там же. С. 357


[4] Киясов С. Е., Серков А. И. Масонство //Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/domestic_history/text/2190568 (дата обращения 08.10.2020)


[5] Там же.


[6] Киясов С.Е. От гильдий каменщиков - к философским ложам: масонские метаморфозы в Англии XVI-XVII вв. //Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. М., 2009. Вып. 27. С. 359


[7] Регламент или устав Главного магистрата. Гл. VII// Реформы Петра I. Сборник документов.

Сост. В.И.Лебедев. М., 1937. С. 192-193


[8]Цеховая организация при Петре I // Воронежский портал. Интернет-журнал. 20.02.2017. URL: http://vrnbiz.ru/cexovaya-organizaciya-pri-petre-i (дата обращения 06.10.2020)

 



<< Возврат к списку