Министерство Культуры
Государственный исторический музей – заповедник «Горки Ленинские»
|

История в "Глянце"

Снеговская Евгения Алексеевна

Ведущий научный сотрудник


История в "Глянце"


«Новая мода». №43, 22 Октября 1905. Париж.

  Журналы З.Г. Морозовой-Рейнбот датированы началом XX века, этот период вошел в мировую историю как «Прекрасная эпоха» или «La Belle Époque». В Европе и Америке этот период ознаменовался преобладанием стиля модерн, который распространился и на гардеробы буржуазных модниц. Мода этой эпохи очень интересна своими трансформациями, которые являлись предзнаменованием кардинальных перемен, произошедших позже.

Для конца XIX – начала XX вв. характерно бурное развитие науки и техники. Электричество, телефонная связь, автомобили, авиастроение семимильными шагами входили в повседневность человека. В это же время по всему миру женщины продолжали борьбу за свои права и изменение социальных отношений, погибая в мятежах и попадая в тюрьмы за участие в забастовках.

Зинаида Григорьевна, будучи представительницей купеческого сословия, отвечала требованиям «новой» женщины, свободной от традиционно-патриархальных взглядов. Усадьбу Горки она приобрела находясь в третьем браке. После трагической гибели второго мужа, Саввы Тимофеевича Морозова, она унаследовала огромное состояние, управление которым взяла в собственные руки. Кроме того, в Горках при её участии налаживалось перспективное образцовое хозяйство. По последнему слову техники был реконструирован усадебный комплекс. Она активно следила за последними новинками как технического производства, так и модной индустрии.

В это время Париж в глазах женщин всего мира олицетворял «истинную моду» Европы, особым шиком считалось узнавать о модных трендах из таких французских журналов как «Harper's Bazaar», «Femina», «La Nouvelle Mode». Некоторые из перечисленных журналов встречаются в усадебной библиотеке Зинаиды Григорьевны. В изданиях современная мода была проиллюстрирована фотографиями, сделанными в студии или на общественных мероприятиях и нарисованных вручную иллюстраций, включая инструкции по подгонке одежды. Ориентированные на женскую аудиторию страницы журналов пестрят огромным ассортиментом модных платьев, чулок и шляпок.


«Женщина» №127, 1 Мая 1906. Париж.

        В это время «Шляпное дело» Парижа было доведено до совершенства. В Москве самым знаменитым шляпным производителем был «Вандраг» на Петровке.

Существовали специальные магазины со шляпным прикладом. Шляпному делу учились долго – были специальные курсы и даже школы шляпного дела, особенно известные в дореволюционном Петербурге.

Пожалуй, такое повышенное внимание головным уборам в эпоху модерна дамы уделяли еще разве что в век рококо, во второй половине XVIII столетия.

Конечно, существовали разные виды шляп для женщин разного возраста и на разные случаи, но самым популярным вариантом, своего рода символом Прекрасной эпохи были огромные пышные шляпы со сложной отделкой. Размером и силуэтом такие головные уборы походили на бельевые корзины, за что получили ироническое название «корзин». На старинных фотографиях Зинаиды Морозовой можно встретить шляпы, представляющие данное модное течение.

 

З.Г. Морозова с дочерьми. Фото 1900-е гг. 

 

Шляпы делали из фетра, шелка, бархата и других тканей (часто на проволочном каркасе) или из соломы. Для подкладки использовали тонкие хлопчатобумажные ткани или шелк. Распространенным вариантом отделки были пышные банты и розетки из шелка, батиста, кружева, тафты или сложные драпировки из разных тканей, чаще тонких, воздушных — тюля, газа, кисеи, а также шелка и бархата. В ход шли рюши, ленты, блестки и стеклярус, имитация драгоценных камней.

Зимние шляпы отделывали мехом.

Большой популярностью пользовались искусственные цветы, часто даже целые букеты — такие «цветочные» шляпы надевали в театры и на концерты, а на улице носили только летом.


"Женщина". №86, 15 Августа 1904. Париж.

Одним из самых модных украшений для шляп эры модерна считались птичьи перья, чаще всего их собирали в небольшие пучки изысканной формы. Особенно ценились перья цапли, страуса, но использовались и менее экзотические птицы, например, чайки, куропатки. Иногда из перьев на шляпе формировалась целая фигурка птицы с раскрытыми крыльями или просто пара крыльев. Роскошеством считалось, если птичка выглядела так, будто вот-вот вспорхнет, а шляпа едва касалась волос и держалась словно чудом. На высоких сложных прическах того времени шляпы не могли удержаться естественным образом, секрет заключался в длинной шляпной булавке со скромной круглой головкой, незаметной среди пышного декора. Такие аксессуары могли стать и изысканным украшением. Однако булавки могли представлять собой нешуточную опасность. Их острые концы, торчащие из шляп, в толпе или в вагоне конки не раз царапали лица окружающих, а то и причиняли более серьезные увечья. В Москве и Петербурге пришлось даже издать постановления о запрете использования таких булавок без специальных круглых наконечников.

Грандиозные до нелепости шляпы эпохи модерна вызывали в обществе неоднозначную реакцию. Театралов возмущало то, что дамы, тогда не снимавшие шляп в зрительном зале, закрывали весь вид на сцену тем, кто сидел сзади. Общества, выступавшие за охрану природы, протестовали против массового убийства птиц, в том числе редких, чьи перья тоннами тратились на украшение шляп.

Некоторые представительницы женского пола справедливо считали такие головные уборы бессмысленной тратой денег (стоить они могли действительно очень дорого!) и предпочитали носить скромные и удобные канотье или федоры.

Фасоны дамских шляп менялись беспрестанно — карикатуристы, высмеивая погоню модниц за новинками, уверяли, что, если не надеть свежекупленную шляпу в восемь вечера, к десяти часам она уже может устареть.

Отчасти эта резкая смена моды, в первой четверти ХХ в., продиктована большими геополитическими потрясениями, заставила шляпниц и модисток мира проявить немалую фантазию. Первая мировая война (1914–1918 годы) ускорила женскую эмансипацию и заставила обратиться к более практичным, повседневным и менее экзотичным моделям шляп.

С началом Первой мировой войны роль женщин изменилась. Многие из них стали сестрами милосердия, а некоторые даже пошли воевать.


«Женщина». Ноябрь 272, 15 Мая 1912. Париж, 1912.

В годы войны выпуски журналов были полны серьезных тем. В журналах публиковали очерки о жизни девушек, чьи женихи уехали на фронт, о тяжелой доле женщин в оккупированных городах. Здесь помещались фотографии беженцев, покидающих свои города, снимки из лазаретов. Но и война не мешала издателям публиковать подробные описания актуальных нарядов с картинками. Блузы и платья тоже подчинялись «военной» тенденции. Их советовали шить из ткани цвета хаки, с большим воротником и погонами из пуговиц на плечах.

Накануне революции в России выходило огромное количество модных изданий. С приходом советской власти многие издания для дам превратились в рупор партийных идей.

 

<< Возврат к списку