Министерство Культуры
Государственный исторический музей – заповедник «Горки Ленинские»
|

Жофруа Франсуа «Неаполитанский пастух»


Жофруа Франсуа. Неаполитанский пастух на могиле. 1834 г.
Мрамор. 1000х1150х650 см. На основании справа подпись и дата: «JOUFFROY 1834».

Работа известного французского скульптора «Неаполитанский пастух» - одна из самых значительных и интересных в собрании изобразительного искусства Музея-усадьбы «Горки». Скульптура выполнена Жофруа в период стажировки в Риме, а в 1835 г. автор представил ее на Парижском салоне. Загадочна и до конца не исследована история появления «Неаполитанского пастуха» в России и, в частности, в усадьбе Горки. Работа выпала из поля зрения исследователей сто лет назад и до недавнего времени была известна только по упоминаниям во французских справочниках XIX в. Где, когда и при каких обстоятельствах скульптура была приобретена последней хозяйкой Горок З.Г. Морозовой-Рейнбот документы умалчивают.
Фото 2

В интерьерах новой усадьбы, в оформлении которых принимал участие знаменитый зодчий Ф.О. Шехтель, «Неаполитанский пастух» занял центральное место в стеклянной полуротонде парадной гостиной в главном доме.

В последний год жизни В.И. Ленина, когда семья Ульяновых постоянно проживала в Горках, ставших загородной резиденцией главы государства, скульптуру убрали из помещения, чтобы не травмировать тяжело больного вождя.

Фото 3


В 1940-е гг. при подготовке к открытию Дома-музея В.И. Ленина в Горках научные сотрудники, восстанавливая прежнюю бытовую обстановку, вновь разметили ее в зале гостиной. Однако, в окончательном варианте идеологической экспозиции музея, скульптуре, как и большинству предметов мебели и декоративно-прикладного искусства, места не нашлось. Долгие десятилетия «Неаполитанских пастух» находился в тени фондов музея.

Фото 4


Вновь внимание к скульптуре было привлечено в 2005 г. после публикации каталога «Времени приметы. Коллекция живописи, графики, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства Музея-усадьбы «Горки», где впервые была опубликована работа французского мастера. В настоящее время в восстановленных усадебных интерьерах «Неаполитанских пастух» занял свое прежнее место. Стоит отметить, что произведений французских скульпторов этого периода в России очень мало, что делает работу Жофруа особенно привлекательной.

Последние публикации

Знаете ли вы, что Ленин дважды выдвигался на Нобелевскую премию мира?
Одна из главных задач любого музея - сохранение исторической памяти в ее материальных свидетельствах - произведениях искусства, предметах мебели, да и просто  -...
В принятой в 2019 г. «Концепции развития Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские» до ...
В 1820-е – 1830-е гг. XIX в. усадьба «Горки» принадлежала генералу Александру Александровичу Писареву, который построил в ней усадебный дом и парк, вложил в нее немало си...
В 1912 г. З.Г. Морозова покупает в «гараже», т.е. в торговом доме О.Г. Фольмана автомобиль марки «Минерва» . Сначала приведем короткую справку об истории этой марки, пот...
Между Февралем и Октябрем: время между двух цензур. Наседкин Е.Н., главный научный сотрудник
Качели судьбы: взлеты и падения Анатолия Рейнбота.  Н.Д. Быстрова
научный сотрудник сектора «Музей «Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле»
Славные дни русского оружия! 100-летию Брусиловского прорыва посвящается.
Усадьба «Горки» А.А. Писарева: обитель просвещённого дворянства.
В.А. Поленов, старший научный сотрудник
Жофруа Франсуа «Неаполитанский пастух»
Шубина Т.В., главный научный сотрудник
<< Возврат к списку