Министерство Культуры
Государственный исторический музей – заповедник «Горки Ленинские»
|

Живая история: пианино «Crown» из музейной коллекции усадьбы «Горки»


«И холодное прошлое заговорит…»
В.С. Высоцкий


Живая история: пианино «Crown» из музейной коллекции усадьбы «Горки»


Б.В. Власов, заместитель директора музея-заповедника 

«Горки Ленинские» по научной работе. 

  

Музейный предмет. Есть в этом сочетании некая тайна, ожидание того, что «прошлое» готово установить с нами связь, рассказать о чем-то давно ушедшем, трогающее тонкие струны нашей души каким-то таинственным образом. Иногда происходит маленькое чудо, мы пристально смотрим на какую-то «вещь с историей» и она «открывается». Особенно интересно, когда, через исторический артефакт, появляется возможность больше рассказать о людях, изготовивших или использовавших его, их жизненном пути, стремлениях, надеждах, увлечениях.
   Практически никто из посетителей музея «Усадьба «Горки» не оставляет вниманием парадную гостиную этого исторического памятника, часто называемую «зимним садом». Как правило, всегда звучат вопросы о музыкальном инструменте – пианино фирмы «Crown», стоящем возле стены. В период пребывания в Горках основателя Советского государства Владимира Ленина, в этом помещении для него «крутили кино», а его сестра Мария Ульянова, садилась за фортепиано и «зимний сад» наполнялся звуками музыки. Музыкальный инструмент действительно привлекает внимание, особенно у тех, кто хоть немного знаком с музыкальной культурой. Дело в том, что у инструмента 4 педали, а не привычные 2 или 3. Так что же это за инструмент, как он попал в Горки и почему он имеет такую необычную конструкцию?



Фото 1. Пианино Crown в Зимнем саду усадьбы «Горки»

  

Загородная резиденция председателя Совета Народных Комиссаров (Советского правительства) до революции принадлежала Зинаиде Морозовой-Рейнбот, богатейшей женщине императорской России, вдове промышленника Саввы Морозова и супруге Анатолия Рейнбота, одно время бывшего Московским градоначальником. Став владелицей «Горок» и обустроив их «по самой последней моде», Зинаида Григорьевна перевезла в них многие предметы быта, произведения искусства, просто дорогие ей предметы. Но новая жизнь требовала и новых предметов. Так в усадьбе появляется необычное пианино.

    Начнем с педалей пианино – как выше было отмечено, их четыре. Это достаточно редкое явление. Встречается информация, что четвертая педаль появилась на европейских инструментах приблизительно в 40-х годах XIX в. Вариаций было несколько, но в целом, эта педаль включала механизм приглушения звука. Кто-то считает, что это нужно для особых техник музицирования, другие исследователи убеждены, что более тихий звук давал «домашним» фортепиано возможность использоваться для совершенствования мастерства пианиста, не мешая остальным обитателям дома. Иногда встречались модели, совсем отключающие звук, на них можно было только «разрабатывать» пальцы.
Но эта история не имеет к нашему пианино никакого отношения. Дело в том, что инструмент – американский. На нем есть фирменный товарный знак производителя: «Crown» Piano/Geo P. Bent/ Established 1870/ Chicago USA (Пианино «Crown» фирмы Джо (Джорджа) П. Бента, основанной в 1870 в Чикаго, США). В центре надписи расположен своеобразный «гарантийный талон», удостоверяющий посредством факсимиле Джо Бента, десятилетнюю гарантию на инструмент.




Фото 2. Товарный знак фирмы Джо Бента с 10-летней гарантией и факсимиле.
 

  Следует отметить, что американская школа изготовления музыкальных инструментов вообще, и фортепиано, в частности, - особая страница в истории культуры. Когда в конце XVIII - начале XIX веков в Новый Свет стали эмигрировать мастера – краснодеревщики, в том числе с производители музыкальных инструментов, они столкнулись с интересной особенностью. К этому времени на территории старой Европы многие леса были вырублены в «промышленную революцию» или их ареал сильно сократился. На просторах Америки их глазам предстали замечательные нетронутые леса – американская сосна, клен, секвойя и другие. И выяснилось, что музыкальные инструменты, изготовленные из этих пород зачастую обладают очень хорошим, оригинальным звучанием. Это постепенно, наряду с ростом профессионализма производителей, завоевало американским мастерам славу не только на родине, но и за рубежами Америки.



                         Фото 3. Дом родителей Джо Бента, в Иллинойсе, середина XIX в.

      Джордж Пейн Бент (George Payne Bent) был одним из самых известных и уважаемых производителей фортепиано в Америке конца XIX в. История его жизни, по сути, представляет яркий пример осуществившейся «американской мечты». Мальчик родился 16 июня 1854 года в небогатой семье, в маленьком городке Восточный Данди, штат Иллинойс. Отец мальчика, Реверенд Бент, был судьей и протестантским пастором в своем округе Кейн. Мать, Мэри Присцилла, занималась домашним хозяйством. В семье было пять детей, двое из которых не дожили и до двух лет.



Фото 4. Отец Джорджа Бента, Реверенд.

 

  Джордж был первенцем, родившимся в первый год после свадьбы родителей. В 1870 году, 16 лет от роду, он уезжает в Чикаго и начинает самостоятельную жизнь. Вначале, Бент работает батраком на ферме. Так что, впоследствии, ставя 1870 год, как дату основания своей фирмы, Джо Бент, в каком-то смысле, выдает «желаемое за действительное». Вскоре, однако, он поступает помощником к Дэвиду Куку, владельцу местной мануфактуры по производству швейных машинок и сопутствующего оборудования. Дела Джо Бента идут успешно и в 1878 году, в неполные 24 года, он выкупает фирму у Кука.
Надо сказать, что молодой предприниматель не боялся риска – он круто поменял основной характер производства и, с 1880 года, приступил к производству музыкальных инструментов – органов и пианино под маркой George P. Bent / Chicago). Бент выпускал инструменты как под собственным именем, так и под торговыми марками Crown (Корона) и Concord (здесь: Гармония). Достаточно быстро он стал известен в качестве производителя качественных фортепиано, пока традиционных, двух- и трех- педальных. Кроме того, Бент выпускал домашние органы или «органы для гостиной» (Parlor organs). Ему также удалось создать весьма успешную линейку механических пианино (пианол) под маркой Combinola

.



Фото 5. Органы производства Джо П. Бента.
  

 Через некоторое время, производство в Чикаго располагается по уже двум адресам: 245 Washington Blvd. и South Canal Street 323-333, Chicago, Il., появляются партнерские фирмы в Нью-Йорке и других городах.
   Успеху предпринимательской деятельности Джо Бента, в том числе и международной, помог удачный маркетинговый ход, поспособствовавший быстрому росту бизнеса. С 1893 года Бент стал распространять информацию и реализовывать свои инструменты через каталоги специализированной фирмы Sears, Roebuck & Company. Интересно, что эта структура просуществовала до 2018 года (Sears Holdings) как объединение торговых сетей Sears и Kmart. Также большой успех Бенту обеспечили и собственные каталоги, содержательные и качественно оформленные. 



Фото 6. Каталог музыкальных инструментов Джозефа П. Бента.

   

Бент был успешен и в личной жизни. В 1877 году он женится на 20 летней Кларе Эймс Уингейт , которая родила ему шестерых детей.
Звездным часом «Crown» стали 1890-е годы. Бент делает замечательную инновацию – он разрабатывает и внедряет инструмент с 4 педалью, обладающий новыми функциями. Если не использовать 4 педаль, то пианино «Crown» могло играть в обычной технике. При включении 4 педали, фортепиано меняло регистр и исполнитель мог, по выбору, имитировать звук четырех «оригинальных» инструментов – клавесина, цитры, банджо и мандолины. Этот механизм в Америке получил название «Orchestral Attachmen» и «Practice Clavier» (наиболее близко можно, наверное, перевести как «присоединенный оркестр» и «тренировка инструмента» (клавира)).


Фото 7. Каталог пианино «Crown» с четырьмя педалями.


      Именно это изобретение и 4 педаль Джо Бента, сделали Crown Company одной из самых известных фирм – производителей музыкальных инструментов своего времени. Более того, «Crown» становится «модной». Это не случайно, ведь после завершения гражданской войны 1861-65 годов и периода восстановления, Америка в 1890-х переживает бурный экономический рост. Повышение уровня жизни формирует новые социальные запросы, в том числе и в сфере культуры. Многие известные, и не очень, исполнители начинают активно гастролировать по всей территории огромных США. Им очень подошел новый «Crown» с 4 педалями, дающий такие широкие возможности для разных исполнительских техник, да и транспортировать одно пианино было легче, чем 5 инструментов. Слава пианино с 4 педалями (или Большого оркестрового пианино) выходит далеко за пределы Америки. Бент удачно дополняет свои каталоги музыкальных инструментов картинками, иллюстрирующими новые возможности своих пианино.


Фото 8. Дополнительные иллюстрации возможностей 4 педального пианино «Crown».

  

 В конце второго десятилетия XX в. интерес к инструменту с 4 педалями начинает угасать и сейчас, подобные пианино встречаются весьма редко. В Европе они вообще сохранились скорее случайно, да и понимание того, что это за инструмент и как его использовать, чаще всего отсутствует. Однако, несмотря на это, успех не покидал Джо Бента и «Crown». Открывались новые фабрики и торговые залы, расширялся рынок традиционных музыкальных инструментов. Бент становится членом престижных ассоциаций производителей музыкальных инструментов, знакомится с известными музыкантами и влиятельными людьми, много путешествует по Америке и Европе.




Фото 9. Джо Бент и члены его семейства в 90-е годы XIX в.


  

Сам Джо Бент, к началу второго десятилетия ХХ в., постепенно отходит от прямого руководства бизнесом, но сохраняет влиятельную позицию Президента фирмы. Фирма меняет официальное название на Geo. P. Bent /Co/ Chicago (хотя старое название используется наряду с этим), руководят ею сыновья Чарльз (вице-президент) и Джордж (руководитель отдела продаж). Фирма производила фортепиано и органы до 1929 года, до эпохи «Великой депрессии», когда была вынуждена прекратить этот бизнес. Но и потом, инструменты под маркой «Crown», до 1940 г. производились Winter & Company, New York City.



Фото 10. Книга Бента “Four Score and More»


   Отойдя от дел, Джо Бент попробовал себя в литературе и написал несколько произведений. Определенный успех снискала автобиографическая книга «Tales of Travel, Life and Love» (Рассказы о путешествиях, жизни и любви), в которой он интересно и дотошно рассказывает историю своей семьи и бизнеса, да и в целом, книга дает яркий очерк нравов Америки на рубеже ХХ столетия. Несколько скандальной, но не менее успешной стала книга «A pioneer's historical sketches: four score and more years of American history in the making» (приблизительно по смыслу можно перевести: Исторические скетчи «первопроходца»: четыре и более десятка лет американской истории в становлении»). В ней автор не без юмора описывал свою жизнь и иронически вспоминал встречи с некоторыми уважаемыми американцами. Разумеется, это понравилось не всем. Насколько можно понять, Джо Бент пробовал себя в качестве независимого политика, но особых лавров это ему не принесло, хотя он оставался состоятельным джентльменом и влиятельной фигурой. С 20-х годов Бент много времени проводит в Лос-Анжелесе, Калифорния, куда он, в конце концов, окончательно переезжает.




Фото 11-12. Супруги Джо и Клара Бент.


 

  С фотографии в 67 лет на нас смотрит оптимистичный и энергичный джентльмен, не чуждый веселью и шуткам. Известно, что Бент на склоне лет заказывал именные сигары и любил угощать ими публику со словами: "Have a Bent cigar." (Возьмите кривую (гнутую, гибкую) сигару), своеобразно обыгрывая свою фамилию.
Дожил Джо Бент до 1930 года и ушел из жизни в возрасте 76 лет. Его супруга Клара пережила его на 14 лет. Похоронен Бент в Лос-Анжелесе, в семейной усыпальнице. Позже там были похоронены его жена и две дочери. Интересно, что на бронзовой мемориальной плите указаны неправильные годы его жизни 1844-1930. Однако, во всех документах, и это соответствует действительности, в качестве даты рождения стоит 16 июня 1854 года. Вот такая странная история.


Фото 13. Семейная усыпальница Бентов.
  

Вернемся к инструменту в парадной гостиной имения «Горки». Это большое концертное пианино «Crown», на поднятой крышке инструмента расположена фирменная надпись «Crown» /Geo. P. Bent / Chicago/ Orhestral Grand. 



Фото 14. Надпись на крышке пианино в усадьбе «Горки».



   Отдельно отметим, что фирма Джо Бента активно защищала свои «авторские права». На металлических частях пианино была расположена красочная маркировка, уведомлявшая любого интересующегося, что технические особенности подобных инструментов является изобретением и собственностью фирмы.



Фото 15. Патентная надпись на пианино «Crown»

.
   На внутренних деревянных частях инструмента содержится информация о патентах, полученных Джо Бентом для пианино «Crown» как в пределах США, так и при любой зарубежной продаже. Патенты маркированы октябрем 1894 г., февралем и мартом 1895 г., мартом и июнем 1896 г. Именно в это время начинается выпуск инновационных 4 педальных пианино. Впервые они, похоже, появляются в каталоге 1894 года, а в каталоге 1897 – уже идет развернутая реклама в описанном выше стиле. 





Фото 16. Патенты на пианино с датировками.
   

   

Однако вопрос датировки усадебного пианино более сложный, поскольку патент и время производства, это абсолютно разные вещи. Более того, популярные вариации инструмента производились долгие годы. Бент обозначал модели по буквам английского алфавита или по их комбинации – «Стиль N», «Стиль S» или «Стиль SS». Пианино, такого типа, как в усадьбе «Горки», появляется впервые в каталоге 1897 года и обозначены как «Стиль H». Это строгий, но достаточно дорогой в исполнении и в тоже время элегантный инструмент. Он лишен чрезмерного декора, излишнего украшательства, в нем превалирует функциональность. Деревянная часть инструмента изготовлена из махагони, американского ореха и клена. Размеры пианино 146х164х70 см. (58х66х28 inc. (дюймы) по спецификации модели «Стиля Н»)



Фото 17. Пианино «Crown» с 4 педалями. Каталог 1897 года 


  

Имеющиеся на инструменте наименования фирмы George P. Bent, «Crown» Piano/Geo P. Bent/ Chicago USA или «Crown» /Geo. P. Bent / Chicago использовались в течение достаточно длительного временного периода с второй половины 90-х годов XIX в. до второго десятилетия XX века включительно. Более точно установить дату производства инструмента помогает серийный номер - №55208. Он находится на внутренних частях пианино, доступных только профессионалам-реставраторам. Указанный номер содержится в реставрационном заключении по инструменту от 18 сентября 2019 года. Серийные номера «Crown» с 50000 до 64000 соответствуют временному промежутку 1910-1915 гг. Номера до 15000 относят к XIX веку, например, 3000 – это 1890 год, а 7000 – 1895.
Таким образом, можно сузить вероятную дату производства инструмента до 1911-1912 годов. Что, опять же, позволяет предположить при каких обстоятельствах инструмент попал в Горки.



Фото 18. Зинаида Морозова с детьми.
   

   

Именно в это время Зинаида Морозова и Анатолий Рейнбот постепенно обустраивались в реконструированном Федором Шехтелем имении. Есть упоминание о том, что Зинаида Морозова-Рейнбот заказала пианино именно по каталогу и оно было доставлено в Россию. Как она могла пройти мимо модной во всем мире музыкальной игрушки! Тем более, что музыку в семье Морозовых уважали и ценили, да и дочь Зинаиды и Саввы – Мария, была не только талантливым художником и скульптором, но и подавала надежды как музыкальный исполнитель. К тому же, именитые гости могли приехать, тот же Ф. Шаляпин, к примеру!
А после Революции, именно этот инструмент использовала Мария Ульянова и его слушал В. И. Ленин!



Фото 19. Нотная тетрадь с гербарием из библиотеки семьи Ульяновых  

К сожалению, в настоящее время инструмент нельзя использовать для исполнительской деятельности. По последнему реставрационному заключению, без серьезной научной реставрации, использование пианино может привести к его повреждению. Это крайне нежелательно, учитывая его уникальность, поскольку у инструмента констатируется «наличие исторического материала почти полное, возможно, более 98%». В последнее время, музей-заповедник «Горки Ленинские», при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, активно занимается реставрацией своей коллекции. С декабря прошлого года наши посетители могут увидеть кресло В.И. Ленина в зале Совнаркома, прошедшее дорогую и исключительно тонкую профессиональную реставрацию. Так что, кто знает? Может быть вскоре «зимний сад» усадьбы «Горки» вновь услышит светлое и глубокое звучание прекрасного инструмента Джорджа П. Бента!

Источники и литература:
К сожалению, практически вся литература, имеющая отношение к пианино «Crown», за пределами отдельных упоминаний в специализированых и узкопрофессиональных изданиях – англоязычная. То же самое, в еще большей степени, можно отнести и к создателю этого инструмента Джозефу Пейну Бенту. Насколько можно понять, этой фигуре не посвящены какие-либо монографии или статьи. Информацию приходилось, по сути, «выцарапывать» из изданий и текстов, посвященных совсем другим темам. Вне узкого круга музыкантов, исполняющих классическую музыку, продавцов антикварных фортепиано и органов, реставраторов и просто ценителей исторических музыкальных инструментов, имя Бента практически забыто. Это несколько странно и не справедливо, учитывая разносторонний характер его личности. Как описано в статье, Джо Бент был не только бизнесменом и создателем интересных музыкальных инструментов, но и литератором-мемуаристом.
Его книга «Tales of travel, life and love» была издана в Лос-Анжелесе в 1924 году издательством Times-mirror Press. Бумажные экземпляры этой книги находятся в 46 библиотеках крупнейших университетов и образовательных сообществ США, Канады и Испании (данные ресурса worldcat.org). Я использовал электронную копию экземпляра, подаренного Бентом Калифорнийскому университету, размещенную на ресурсе https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=uc1.$b98733&view
Другая книга Бента «A pioneer's historical sketches: four score and more years of American history in the making» была издана в 1928 году The Geographical publishing Co. в Чикаго, Иллинойс. Она по данным того же worldcat.org находится в 42 образовательно-культурных учреждениях США и Австралии. В электронном виде доступ ограничен.
Не будучи ни в малейшей степени специалистом по музыкальном инструментам, я хочу выразить огромную благодарность online-музею на американском ресурсе https://antiquepianoshop.com/online-museum/crown/.

Там совершенно потрясающе подобрана информация по производителям исторических инструментов, их особенностям и специфике, а также там размещена коллекция уникальных каталогов музыкальных инструментов XIX - XX вв.
Идентификационные номера музыкальных инструментов для определения времени создания проверены по используемому во всем мире классическому ресурсу «Голубая книга пианино»: http://bluebookofpianos.com
Информация из прессы того времени, прежде всего «Вестника музыкальной торговли», взяты из https://mtr.arcade-museum.com/MTR-1908-46-18
Полезным для установления некоторых деталей и дат, связанных с музыкальным производством был сайт www.sweeneypiano.com
Огромную помощь в установлении хронологии семьи Бентов, дат рождения и смерти, семейно-родственных связей оказал американский мемориальный ресурс с «соответствующим» названием «Find a grave» (Найди могилу) https://www.findagrave.com. Интересно, что он позволяет не только найти даты и родственные связи человека, но и при необходимости – место захоронения с номером участка и фото. Также сайт дает перекрестные ссылки на информационный ресурс https://www.fold3.com, который позволяет проследить упоминания про адресата в прессе, военных записях, документах гражданского состояния, но там необходима регистрация.
Так же без сомнения была полезна информация с ресурса реставраторов старых органов https://www.pumporganrestorations.com


<< Возврат к списку