Министерство Культуры
Государственный исторический музей – заповедник «Горки Ленинские»
|

З.Г. Морозова-Рейнбот о А.П. Чехове

Ведущий научный сотрудник

Снеговская Е.А.

                                                   

                   

                                                                Воспоминания З.Г. Морозовой-Рейнбот о А.П. Чехове


                                                                     

         29 января 1860 года родился великий русский прозаик, драматург и замечательный врач, Антон Павлович Чехов.

         Чехов был хорошо знаком с семьей мецената Саввы Тимофеевича Морозова и часто гостил в их резиденциях. Зинаида Григорьевна, вдова миллионера, последняя владелица усадьбы Горки, оставила малоизвестные воспоминания об их теплой дружбе.

         «Знакомство моё с А.П. Чеховым было в Художественном театре, мы сидели с ним рядом в 1-м ряду. Шла пьеса «Когда мы воскресаем?» с О.Л. Книппер. А.П. был, говорят, в нее влюблен <…> Я была большой поклонницей его таланта, и я его узнала и поняла как человека, когда он с Ольгой Леонардовной приехал к нам в Покровское Звенигородского уезда <…> Сначала он был со мной очень застенчив, но потом он стал понемногу отходить. И так как и я и А.П. – мы оба – рано вставали, то стали пить кофе внизу на террасе, и он ко мне привык».


                                                                   

         Особенно нежен был писатель с хозяйскими дочками: одиннадцатилетней Машей и пятилетней Люлютой. Устроившись в березовой беседке над оврагом, он вслух читал девочкам свою «Каштанку», только что изданную в Москве отдельной книжкой с картинками. На титульном листе красовалась дарственная надпись: «Сестрам Морозовым Маше и Люлюте от дяди Антоши Чехонте».

          Начав с юмористики Антоши Чехонте, он никогда не представал перед читателем ни «учителем жизни», ни «утопистом», ни «пророком». Человек на разломе эпох — тема его драматургии, она изнутри преобразила сценические каноны и обеспечила драме Чехова почетное место в репертуаре мирового театра. Его творчество не столько завершало собою прошлое, сколько открывало новое будущее.

       После революции Морозова писала: «У Антона Павловича было какое-то предчувствие большого переворота в России. И «Вишневый сад» - было что-то мистическое. «Старый сад» вырублен … А как будет «новый сад»? Антон Павлович чувствовал, но не понимал, и это его безумно мучило».

       Новаторство в его литературных произведениях привлекало и В.И. Ленина, Чехов был его любимым писателем.

<< Возврат к списку