Министерство Культуры
Государственный исторический музей – заповедник «Горки Ленинские»
|

Усадьба «Горки» А.А. Писарева: обитель просвещённого дворянства.

Усадьба «Горки» А.А. Писарева: обитель просвещённого дворянства.

В.А. Поленов

старший научный сотрудник

Вторая половина XVIII века была сложным периодом в истории усадьбы Горки: владельцы менялись, земли были разделены между несколькими дворянскими семействами. Но в 1803 г. наступила пора стабильности – территории выкупила и объединила Аграфена Алексеевна Дурасова, жена генерал – лейтенанта Михаила Зиновьевича Дурасова. 21 марта 1824 г. она продала имение, доставшееся ей по двум купчим, за 50 тыс. руб. ассигнациями своему зятю, генерал-майору Александру Александровичу Писареву.  Через 5 лет  А.А. Писарев переписал имение на свою жену, Аграфену Михайловну, которую очень любил. В письме другу он посвятил ей такие строки:

«Мирюсь я, наконец, с судьбой

И в жизни новых жду варьяций.

Всех муз и граций ищу в одной...»1.

В 1820-х гг. под руководством главы семьи был создан архитектурно -  парковый ансамбль в стиле классицизм, характерный для русской усадебной культуры начала XIX в. На высоком берегу речки Туровки, откуда открывался прекрасный вид на деревню Горки, вместо старого дома был выстроен новый, с двумя симметрично расположенными флигелями. С восточной стороны дома был разбит регулярный парк, а с западной, на берегу реки – пейзажный, с живописным прудом.

Таким образом, генерал-лейтенант А.А. Писарев сыграл ключевую роль в создании  нового образа усадьбы Горки.

Карта-реконструкция усадебного парка на 1820-е гг.


Александр Александрович был профессиональным военным и творческой личностью. В 22 года (1802 г.), ещё будучи на службе в лейб-гвардии Семеновском полку, А.А. Писарев начал заниматься литературной деятельностью:  писать басни, сатиры, военно – патриотические оды. С 1804 по 1825 гг. А.А. Писарев публиковал свои произведения и переводы в журналах «Северный вестник», «Вестник Европы», «Драматический вестник». Отдельно стоит отметить и книги Александра Александровича, посвящённые искусству: «Предметы для художников, избранных из Российской истории, славянского баснословия из всех русских сочинений в стихах и прозе», «Начертания художеств или правила в живописи, скульптуре, гравировании и архитектуре»,  «Общие правила театра, выбранные из полного собрания сочинений г. Вольтера»2. Хозяин Горок был очень «плодовитым» писателем, но некоторые современники скептически относились к его литературным талантам. Как писал М.А. Дмитриев, «А.А. Писарев был человек добрый, но не имевший основательных сведений в литературе и, к несчастию, сам литератор».

А.А. Писарев пробовал свои силы и в эпистолярном жанре: одним из замечательных литературных трудов генерала стал сборник воспоминаний о войне 1812 г. В ходе составления сборника автор обращался и к рассказам своих сослуживцев.

А.А. Писарев. Фото с гравюры Г. Геллера 1827 г.


А.А. Писарев знал, о чём писал. Войну 1812 года он встретил полковником, а проводил – генерал-майором, был неоднократно приставлен к наградам. За отличия в Бородинском сражении А.А. Писарев получил орден св. Анны второй степени, а в заграничном походе полковнику Писареву был пожалован орден св. Георгия третьей степени и звание генерал-майора3. После войны генерал продолжал военную службу, при этом совмещая её со  вполне «мирными» должностями – Попечитель Московского учебного округа и Московского университета, председатель Общества любителей российской словесности, член Российской Академии наук, в  состав которой он был принят  по предложению Г.Р. Державина. В 1817-21 гг. Писарев служил в Калуге, где стояла 2-я гренадерская дивизия, и даже основал в вышеупомянутом городе литературный кружок под девизом: «Владей мечом в бою и лирой средь друзей». Как результат работы кружка, через несколько лет был издан сборник «Калужские вечера, или Отрывки сочинений и переводов военных литераторов»4. Творческой деятельностью генерал занимал своё свободное время и, будучи человеком военным, умудрялся совмещать работу с членством в Императорском Московском обществе истории и древностей русских, что говорит о его увлечении отечественной историей.

Хозяин Горок был заметной фигурой в культурном пространстве Москвы, учитывая его активную общественную деятельность. Он вёл переписку с многими литераторами, учёными и государственными деятелями своего времени - С.Н. Глинкой, А.Ф. Воейковым И.И. Дмитриевым, Н.М. Карамзиным, Д.И. Языковым, А.А. Аракчеевым,  А.И. Остерманом и другими. Например, А.А. Писарев был хорошо знаком с историком Н.М. Карамзиным, и в бумагах Александра Александровича сохранились юмористические «Заповеди карамзинистов» следующего содержания:

«1. Карамзин есть автор твой, да не будет для тебя иных авторов, кроме его.

2. Не признавай ни одного писателя ему равным…

3. Не произноси имени Карамзина без благоговения...» и т.д5.

О бережном отношении владельца Горок к памятникам старины свидетельствует тот факт, что главная аллея в регулярном усадебном парке была значительно смещена на север, чтобы не повредить сохранившиеся там курганы  вятичей. Это действие нарушило симметрию регулярного парка, но, в то же время, сохранило исторические объекты нетронутыми.  Из окон дома хозяин мог видеть древние курганы, окружённые традиционными для русских парков деревьями – дубами и липами. С противоположной, западной стороны дома, раскинулся пейзажный парк со свободной планировкой дорожек, центром которого был круглый пруд6.

На склоне лет генерал не растерял друзей и братьев по творчеству. Усадьбу А.А. Писарева, «в воскресный день, свободный от недосугов», посещали друзья и сослуживцы, а также родственники - Закревские, Белосельские, Дурасовы.

Одному из старых приятелей гостеприимный хозяин отправил такое стихотворное приглашение: «Теперь мне кажется без отговорки, вам нужно ехать в Горки... Верь без красного словца, что в Горках для тебя и двери настежь и сердца!7».


1) О.А. Севастьянова, М.Ю. Андрейчева. Мир и война в усадьбе Н.А. Дурасова Люблино. М., 2012. С. 26.

2) А. Антонова, С. Давиденко. Горки. //Дворянские гнёзда России: история, культура, архитектура. М., 2000. С.56.

3) М.Ю. Андрейчева. Меч и перо А.А. Писарева.// Музейный сборник, выпуск №16. М., 2014. С. 51.

4) Е.Н. Савинова. Семейство Писаревых в Горках и Люблине.// Музейный сборник, выпуск №12. М., 2009. С. 80.

5) Там же. С. 81.

6) А. Антонова, С. Давиденко. Указ соч. С. 58.

7) А. Антонова, С. Давиденко. Указ соч. С. 57.

Последние публикации

В июне 1957 года научные сотрудники Всесоюзного НИИ криминалистики Прокуратуры СССР произвели исследование фотографических снимков кабинета В.И. Ленина.
35 лет назад, Советский Союз посетил «человек с электроникой в крови, выходец из Кремниевой долины, штата Калифорния», - именно так, говорил о себе Стив Джобс – один из о...
В Зимнем саду усадьбы Горки расположена картина неизвестного австрийского художника, рубежа XVII-XVIII веков «Обращение Савла». На полотне представлен библейский сюжет чу...
4 июня 1945 г. в Москве на Красной площади состоялся исторический Парад Победы. Наш народ одержал величайшую победу в истории всего человечества. Благодаря мужеству и отв...
22 июня 1941 года –день памяти и скорби, день начала Великой Отечественной войны.
Неизвестная находка. Детский рукописный журнал «Наша мысль» - подарок семье Ульяновых.
Подмосковная усадьба Абрамцево известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова в 1870–90-е годы стала одним из центров культурной жизни России.
При последней владелице Горок З.Г. Морозовой, в усадьбе проводилась масштабная реконструкция, закончившаяся в 1914 году. Для этого она пригласила двух архитекторов – Ф....
Роль меценатов в жизни и творчестве великого русского художника Исаака Ильича Левитана (1860-1900)
Гражданская война (май-июнь 1919): Еще  ничего не предрешено!  Часть 2-я.
<< Возврат к списку