Министерство Культуры
Государственный исторический музей – заповедник «Горки Ленинские»
|

Усадьба «Горки» А.А. Писарева: обитель просвещённого дворянства.

Усадьба «Горки» А.А. Писарева: обитель просвещённого дворянства.

В.А. Поленов

старший научный сотрудник

Вторая половина XVIII века была сложным периодом в истории усадьбы Горки: владельцы менялись, земли были разделены между несколькими дворянскими семействами. Но в 1803 г. наступила пора стабильности – территории выкупила и объединила Аграфена Алексеевна Дурасова, жена генерал – лейтенанта Михаила Зиновьевича Дурасова. 21 марта 1824 г. она продала имение, доставшееся ей по двум купчим, за 50 тыс. руб. ассигнациями своему зятю, генерал-майору Александру Александровичу Писареву.  Через 5 лет  А.А. Писарев переписал имение на свою жену, Аграфену Михайловну, которую очень любил. В письме другу он посвятил ей такие строки:

«Мирюсь я, наконец, с судьбой

И в жизни новых жду варьяций.

Всех муз и граций ищу в одной...»1.

В 1820-х гг. под руководством главы семьи был создан архитектурно -  парковый ансамбль в стиле классицизм, характерный для русской усадебной культуры начала XIX в. На высоком берегу речки Туровки, откуда открывался прекрасный вид на деревню Горки, вместо старого дома был выстроен новый, с двумя симметрично расположенными флигелями. С восточной стороны дома был разбит регулярный парк, а с западной, на берегу реки – пейзажный, с живописным прудом.

Таким образом, генерал-лейтенант А.А. Писарев сыграл ключевую роль в создании  нового образа усадьбы Горки.

Карта-реконструкция усадебного парка на 1820-е гг.


Александр Александрович был профессиональным военным и творческой личностью. В 22 года (1802 г.), ещё будучи на службе в лейб-гвардии Семеновском полку, А.А. Писарев начал заниматься литературной деятельностью:  писать басни, сатиры, военно – патриотические оды. С 1804 по 1825 гг. А.А. Писарев публиковал свои произведения и переводы в журналах «Северный вестник», «Вестник Европы», «Драматический вестник». Отдельно стоит отметить и книги Александра Александровича, посвящённые искусству: «Предметы для художников, избранных из Российской истории, славянского баснословия из всех русских сочинений в стихах и прозе», «Начертания художеств или правила в живописи, скульптуре, гравировании и архитектуре»,  «Общие правила театра, выбранные из полного собрания сочинений г. Вольтера»2. Хозяин Горок был очень «плодовитым» писателем, но некоторые современники скептически относились к его литературным талантам. Как писал М.А. Дмитриев, «А.А. Писарев был человек добрый, но не имевший основательных сведений в литературе и, к несчастию, сам литератор».

А.А. Писарев пробовал свои силы и в эпистолярном жанре: одним из замечательных литературных трудов генерала стал сборник воспоминаний о войне 1812 г. В ходе составления сборника автор обращался и к рассказам своих сослуживцев.

А.А. Писарев. Фото с гравюры Г. Геллера 1827 г.


А.А. Писарев знал, о чём писал. Войну 1812 года он встретил полковником, а проводил – генерал-майором, был неоднократно приставлен к наградам. За отличия в Бородинском сражении А.А. Писарев получил орден св. Анны второй степени, а в заграничном походе полковнику Писареву был пожалован орден св. Георгия третьей степени и звание генерал-майора3. После войны генерал продолжал военную службу, при этом совмещая её со  вполне «мирными» должностями – Попечитель Московского учебного округа и Московского университета, председатель Общества любителей российской словесности, член Российской Академии наук, в  состав которой он был принят  по предложению Г.Р. Державина. В 1817-21 гг. Писарев служил в Калуге, где стояла 2-я гренадерская дивизия, и даже основал в вышеупомянутом городе литературный кружок под девизом: «Владей мечом в бою и лирой средь друзей». Как результат работы кружка, через несколько лет был издан сборник «Калужские вечера, или Отрывки сочинений и переводов военных литераторов»4. Творческой деятельностью генерал занимал своё свободное время и, будучи человеком военным, умудрялся совмещать работу с членством в Императорском Московском обществе истории и древностей русских, что говорит о его увлечении отечественной историей.

Хозяин Горок был заметной фигурой в культурном пространстве Москвы, учитывая его активную общественную деятельность. Он вёл переписку с многими литераторами, учёными и государственными деятелями своего времени - С.Н. Глинкой, А.Ф. Воейковым И.И. Дмитриевым, Н.М. Карамзиным, Д.И. Языковым, А.А. Аракчеевым,  А.И. Остерманом и другими. Например, А.А. Писарев был хорошо знаком с историком Н.М. Карамзиным, и в бумагах Александра Александровича сохранились юмористические «Заповеди карамзинистов» следующего содержания:

«1. Карамзин есть автор твой, да не будет для тебя иных авторов, кроме его.

2. Не признавай ни одного писателя ему равным…

3. Не произноси имени Карамзина без благоговения...» и т.д5.

О бережном отношении владельца Горок к памятникам старины свидетельствует тот факт, что главная аллея в регулярном усадебном парке была значительно смещена на север, чтобы не повредить сохранившиеся там курганы  вятичей. Это действие нарушило симметрию регулярного парка, но, в то же время, сохранило исторические объекты нетронутыми.  Из окон дома хозяин мог видеть древние курганы, окружённые традиционными для русских парков деревьями – дубами и липами. С противоположной, западной стороны дома, раскинулся пейзажный парк со свободной планировкой дорожек, центром которого был круглый пруд6.

На склоне лет генерал не растерял друзей и братьев по творчеству. Усадьбу А.А. Писарева, «в воскресный день, свободный от недосугов», посещали друзья и сослуживцы, а также родственники - Закревские, Белосельские, Дурасовы.

Одному из старых приятелей гостеприимный хозяин отправил такое стихотворное приглашение: «Теперь мне кажется без отговорки, вам нужно ехать в Горки... Верь без красного словца, что в Горках для тебя и двери настежь и сердца!7».


1) О.А. Севастьянова, М.Ю. Андрейчева. Мир и война в усадьбе Н.А. Дурасова Люблино. М., 2012. С. 26.

2) А. Антонова, С. Давиденко. Горки. //Дворянские гнёзда России: история, культура, архитектура. М., 2000. С.56.

3) М.Ю. Андрейчева. Меч и перо А.А. Писарева.// Музейный сборник, выпуск №16. М., 2014. С. 51.

4) Е.Н. Савинова. Семейство Писаревых в Горках и Люблине.// Музейный сборник, выпуск №12. М., 2009. С. 80.

5) Там же. С. 81.

6) А. Антонова, С. Давиденко. Указ соч. С. 58.

7) А. Антонова, С. Давиденко. Указ соч. С. 57.

Последние публикации

Последняя серия офортов испанского художника Франсиско Гойи "Лос Диспаратес" ("Бессмыслица") (1815-1823).

«И холодное прошлое заговорит…»

В.С. Высоцкий

Художники, поэты, скульпторы посвящали свои драматические творения Прокне и Филомеле - героиням древнегреческого мифа.
В июне 1957 года научные сотрудники Всесоюзного НИИ криминалистики Прокуратуры СССР произвели исследование фотографических снимков кабинета В.И. Ленина.
35 лет назад, Советский Союз посетил «человек с электроникой в крови, выходец из Кремниевой долины, штата Калифорния», - именно так, говорил о себе Стив Джобс – один из о...
В Зимнем саду усадьбы Горки расположена картина неизвестного австрийского художника, рубежа XVII-XVIII веков «Обращение Савла». На полотне представлен библейский сюжет чу...
<< Возврат к списку