Министерство Культуры
Государственный исторический музей – заповедник «Горки Ленинские»
|

П.П. Гославский. История одного художника…

Старший научный сотрудник

Снеговская Е.А.

 

                                  История одного художника…

 

                                                                                                                

                                                                                                                                                                 Петр Петрович Гославский "Старая усадьба"

         Петр Петрович Гославский – русский живописец и график. Его полотно, «Старая усадьба», органично вписано в интерьер Парадной столовой Большого дома в Горках. Эта ностальгическая и печальная картина, была написана им в 1896 году, за несколько лет до невероятных изменений в его жизни. В 1901 году Гославский удочерил внебрачную дочь И.И. Левитана и С.П. Кувшинниковой, дав ей свои отчество и фамилию.

        Петр Петрович пошел на этот поступок, вероятно, желая помочь дочери своего друга и учителя И.И. Левитана, умершего годом ранее. Гославский не мог отказать в этой ситуации Кувшинниковой, с которой был в дружеских отношениях, они часто ездили вместе на этюды в Подольск, Киев, Плёс.

        Софья Кувшинникова родила девочку, в 1887 году, в обстановке строжайшей тайны не только от своего законного мужа, но и от Левитана. По существующему тогда обычаю, оставленного ребенка назвали именем матери. Акушерка, принимавшая роды, отдала девочку своей знакомой на воспитание в далекую деревню. Долгое время ребенок не знал о своем происхождении, она жила обычной деревенской жизнью, пока не увидела на пороге дома незнакомую ей барыню. Это была мать, которая вернулась в её жизнь только в 1901 году. Встреча не принесла счастья, а только определила последующую трагедию Сони: насколько Кувшинникова была привязана к Левитану, настолько же она «невзлюбила» их совместную дочь. Тем не менее совсем оставаться в стороне от ее судьбы мать не могла, тут и было предложено другу взять девочку под опеку.

         В жизнь художника Соня вошла совершенно неожиданно, но Петр Петрович искренне пытался выполнять роль хорошего опекуна. И девочка, казалось, обрела счастье в этом доме. Её переезд из деревни в город, в большой и красивый дом, был подобно чуду. Появилась собственная комната, комфорт и служанки. Кроме того, у девочки-подростка появилась подруга, которая помогала ей привыкнуть к новой жизни. Это была тоже Софья Гославская, дочь старшего брата её отчима. Семья Евгения Петровича Гославского приняла девочку очень доброжелательно. Софья Евгеньевна, ставшая известной театральной актрисой, впоследствии вспоминала, что всех поражали «левитановские» глаза их подопечной и невероятное пение: «дивное меццо-сопрано лилось само собой, без намека на напряжение. Казалось, оно переполняло ее легкие и выливалось безотчетно, непроизвольно, совсем помимо нее. Слушатели замирали и изумлялись, понимая, что очарование в пении Сони не только в ее голосе, — у нее звучало сердце. В слова песни она вкладывала всю свою личную тоску, свои переживания». Это увлечение дочери не поддерживалось матерью, как и увлечение живописью. Кувшинникова не давала покоя дочери своими упреками, а Петр Петрович, напротив, всячески помогал девочке стать своей в новом мире.

        Через несколько лет, наблюдая равнодушие матери, и притязания нежеланных кавалеров, Гославский решил, что сам должен жениться на Соне. По его мнению, только муж, а не опекун был способен защитить прекрасную молодую девушку от жизненных проблем.

       Вопреки ожиданиям Петра Петровича, несмотря на краткие периоды счастья и рождение детей, супруги не смогли построить счастливую и крепкую семью. Кувшинникова по-прежнему не любила дочь, и замужество не избавило Соню от постоянных упреков и придирок матери. Кувшинникова видела в молодой женщине не столько своего ребенка, сколько соперницу: она была весьма привлекательна и унаследовала талант Левитана.

         Жизнь тайнорожденной была сломана. Расставшись с мужем, не имея возможности быть рядом со своими детьми, она пробует себя в качестве театральной актрисы, но безуспешно. Духовно раздавленная и одинокая Софья Петровна Гославская рано уходит из жизни.

         До настоящего времени сохранилась лишь одна фотография, на которой она запечатлена. Самая крайняя слева женская фигура, с затемненным лицом —это она, дочь Левитана. Мужчина, стоящий в центре, — Петр Петрович Гославский, посвятивший свою жизнь неизвестной дочери великого российского художника, но так и не сумевший сделать ее счастливой.

                                                                                                               

Последние публикации

Статья подготовлена учеником 11-го класса А. Маровым в рамках сотрудничества Музея-заповедника «Горки Ленинские» и Университетской гимназии МГУ им. М.В. Ломоносова. ...

Творческая мастерская
Сценарная концепция выставки
Последняя серия офортов испанского художника Франсиско Гойи "Лос Диспаратес" ("Бессмыслица") (1815-1823).

«И холодное прошлое заговорит…»

В.С. Высоцкий

<< Возврат к списку