«От деревянной плошки к фарфоровой чашке».
Влияние городского быта на деревенский в конце XIX-начале XX веков. (на примере экспозиции Музея крестьянского быта в д.Горки)
Одна из тем, рассматриваемых в исследованиях Музея–заповедника «Горки Ленинские» - материальная сторона крестьянской жизни. Как известно, помимо сельского хозяйства, у русских крестьян были иные источники дохода. Многие их них уходили в города в поисках дополнительной работы, укрепляя, тем самым, связь города с деревней. Эта связь отразилась и на бытовой стороне жизни, внося в крестьянский быт технические новшества, продукцию промышленного производства. Мощным импульсом для процесса интеграции быта стала отмена крепостного права. В экспозиции Музея крестьянского быта множество характерных для хозяйства конца XIX- начала XX веков предметов, каждый из которых имеет свою историю и несёт в себе явные черты городского влияния на деревню, изменения её материального положения.
После отмены крепостного права 19 февраля (3 марта) 1861 года социальный статус крестьян серьёзно изменился. Юридически они были свободны, но фактически государство обложило их серьёзными долгами. Временнообязанные должны были платить оброк или отрабатывать барщину, а те, кто уже получили землю в собственность, должны были выплатить сначала 20, а затем 6% стоимости земли ежегодно. Одной из серьёзнейших проблем стало «аграрное перенаселение», особенно в великорусских губерниях. С течением времени наделы дробились внутри семей, и крестьянам земли явно не хватало, а она являлась основой их существования. Кроме того, поддержка государством сельского хозяйства была ничтожно мала, по сравнению с другими странами. «Расходы государства на сельскохозяйственную помощь населению из расчёта одной десятины посевной площади достигали в Норвегии и Венгрии 2 р., в Пруссии – 1 р. 33 к., в Бельгии – 1 р., в то время как в России – всего лишь 9 к.». С механизацией сельского хозяйства ситуация была похожая: соотношение машин и живой рабочей силы в России составляло 24%, в то время как в Англии – 152%, в Германии – 189%, в США – 420%. Сами крестьяне относились к техническим новшествам с недоверием.
Соответственно, крестьянам нужно было искать новые источники дохода, особенно если им принадлежали неплодородные земли. Все вышеупомянутые условия стимулировали предприимчивость и изобретательность в поиске заработка. У деревенских жителей (как правило, мужского пола) существовал обычай после окончания сельскохозяйственных работ уходить в города на заработки, так называемые «отхожие промыслы». После отмены крепостного права количество «отходников» резко увеличилось. «Вследствие роста населения избыток рабочей силы в деревне достигал по некоторым оценкам к 1901 г. 23 млн., к 1914 г. – 32 млн., что составило 52 и 56% от всего наличного числа работников в деревне. Эти люди занимались ремёслами, чёрной работой, работой на фабриках, брали подряды. Появились «полупролетарии – полукрестьяне», зарабатывающие деньги на промышленных предприятиях. Предприимчивые и удачливые сельские жители становились крупными торговцами и даже купцами, в деревне усиливалось имущественное расслоение. Ввиду того, что крестьяне стали чаще бывать в городах, связь между деревней и городом стала значительно сильнее, и, разумеется, в деревню стали проникать более совершенные предметы быта.
Один из таких предметов – утюг. Впервые он упоминается в 1636 году, в книге расходов двора Михаила Федоровича Романова. В быту состоятельных городских жителей этот прибор получил распространение в 18 веке (к тому же периоду относится появление привычной нам формы утюга. До его появления сельские жители для глажки белья использовали рубель, но со временем, к концу 19 века, утюг завоевал признание.
Утюги угольный (II пол. XIX в.) и цельнометаллический (К. XIX в.)
Скалка (II пол. XX в.) и рубель (к. XIX –н. XX в.)
В деревне можно было встретить угольные утюги и цельнометаллические. Последние были распространены значительно больше, они нагревались в печи и использовались по очереди.
Поскольку хозяева дома, Шульгины, были зажиточными крестьянами, довольно типичным предметом интерьера был навесной шкаф для посуды, причём с застеклёнными створками, что, несомненно, является особенностью городского быта.
Шкаф посудный навесной (н. XX в.)
У основной массы деревенских жителей и таким вещам был более утилитарный подход – для посуды они делали полочки, закрытые либо занавеской, либо глухими дверцами.
Ели крестьяне традиционным русским прибором, деревянной ложкой, которую могли как сделать сами, так и купить. А вот вилка была нехарактерна для крестьянской трапезы. Этот предмет нёс в себе влияние городской культуры. На Руси вилка появилась в 1606 году, и привезла её Марина Мнишек. Слово «вилка» окончательно вошло в русский язык лишь в XVIII веке, а до этого времени её называли «рогатиной» и «вильцами». В этот же период данный столовый прибор распространился в дворянской среде. В деревне им начали пользоваться лишь к началу XX века.
Если говорить о посуде, в крестьянском быту она была, по большей части, деревянная и глиняная. Во второй половине XIX – начале XX веков в среде состоятельных деревенских жителей набирает популярность фарфоровая посуда, в основном, чайная и обеденная (чашки, блюдца, тарелки). У прежних хозяев этого дома имелась продукция предприятий одного из популярнейших производителей фарфора – Кузнецова. Российский рынок фарфора представлял, в основном, продукцию, ориентированную на богатых людей. Кузнецов же нашёл свою нишу, производя более массовые и доступные вещи, которые могли себе позволить состоятельные крестьянские семейства и простые горожане.
Тарелка (Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова, 10-е гг. XX в.)
В 1832 году Терентием Яковлевичем Кузнецовым было открыто фарфоровое производство в Дулёво, и росписи тамошних мастеров стали своего рода трендом. Яркие, позитивные по настроению цветочные узоры на посуде пришлись по вкусу множеству людей. К середине века предприятие Кузнецова фактически монополизировало фарфоровое и фаянсовое производство Российской Империи, расширило спектр производимой продукции, были введены машинные способы росписи, использовали печать, деколь, трафарет, не забыв, при этом, ручную работу. Благодаря применению самых современных на тот момент технологий, к концу XIX века завод стал одним из лучших в Европе, массово производил товары всех ценовых категорий и в 1902 году удостоился звания поставщика Двора Его Императорского Величества. Таким образом, Кузнецову удалось охватить широкий круг потребителей и в городе, и в деревне.
Планировка крестьянского жилища изменялась под влиянием города. Спальня – нехарактерное для большинства крестьянских домов помещение. Крестьяне, как правило, спали на лавках, сундуках с плоским верхом, полатях, печи. Если нужно было огородить пространство, это делали с помощью занавесок. Здесь же мы видим отдельное помещение с койками, что является признаком богатства семьи и влияния городского быта.
Для сидения подавляющее большинство крестьян пользовались лавками, скамьями, табуретами. Стулья появились в середине XIX века, богатые крестьяне могли позволить себе купить на рынке так называемые «венские». В массовом порядке такая мебель из гнутой под паром древесины стала выпускаться в Вене (Австро-Венгрия) фирмой братьев Тонет. Стул № 14 стал наиболее популярным, известным и массовым.
Стул венский (к. XIX- н.XX в.)
Именно от него и пошло название "венский стул" и представление о венской мебели вообще. Эта мебель собиралась из готовых, стандартных деталей, была удобна в транспортировке. В кубическом метре упаковки помещалось деталей на 36 «венских» стульев. Это был известнейший бренд европейского уровня, и впоследствии он перешёл в Россию, став доступным и простым гражданам. В быту также были популярны так называемые «полумягкие» стулья, как элемент городской культуры, перешедшей в деревню.
Одежду и вещи деревенские жители издревле хранили в сундуках. И в этой области из города пришли инновации: для хранения вещей гораздо более удобным предметом был комод (фр. commode — «удобный») Комод вошёл в обиход в начале XVIII века, т.к. он занимал мало места. В городской квартире очень важным свойством мебели была компактность, дабы не занимать драгоценную жилплощадь. На комоде располагается музыкальный «девайс» начала XX века – граммофон и его переносная версия – патефон. Прототипом первого является фонограф, изобретённый Томасом Эдисоном в 1877 году (звук на нём считывался с цилиндрического носителя). В 1887 году изобретатель Эмиль Берлинер предложил носитель звука в виде диска (пластинки), которую производили из шеллака – специальной смолы. Эти пластинки применялись в граммофонах конца XIX – начала XX века. На такие непростые механические устройства деньги были только у состоятельных крестьян.
Все вышеупомянутые вещи приходилось покупать, и возникает вопрос: откуда крестьяне в условиях нехватки земли и низкого технологического уровня хозяйства брали средства на всё это? Уже говорилось про «отхожие промыслы» и заработки в городах. Но есть ещё один фактор: усилилось имущественное расслоение крестьян, самые предприимчивые и амбициозные стали заниматься торговлей и получать хорошую прибыль. По данным переписи 1897 года Н.А. Проскурякова приводит такие цифры: «В 50 губерниях Европейской России в сельской местности проживали 81,4 млн. человек (87% населения). Из них занимались сельским хозяйством только 69,4 млн. (74%). Другие 12 млн. называли своим основным занятием торгово-промышленную и иную деятельность».
Музей крестьянского быта иллюстрирует жизненный уклад состоятельных хозяев, которые в вышеуказанной деятельности значительно преуспели и к городским новшествам относились положительно. В целом, влияние города на деревню выражалось в проникновении в деревню предметов промышленного и кустарного производства, облегчающих и украшающих нелёгкую крестьянскую жизнь.
Новые данные по вопросу авторства проекта усадебного комплекса в государственном историческом музее-заповеднике «Горки Ленинские».