В последнее время в отечественной историографии появилось новое понятие – «история повседневности». Когда мы, работая в условиях постоянно действующей экспозиции из коллекции музея «Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле», говорим с посетителями о повседневной жизни гражданина страны Советов.
⠀
Среди архивных материалов музея были обнаружены два рукописных журнала «Наша мысль» за 1925 г., полученные Н.К.Крупской от воспитанников отделения для подростков при школе взрослых повышенного типа им. тов. Калинина при Донецкой государственной табачной фабрике (ДГТФ) г. Ростова.
⠀
Журналы этой школы, сохранившиеся в личном архиве Н.К. Крупской, представляют собой рукописные издания, состоящие из линованных листов, сшитых от руки нитками.
⠀
Они содержат интересную информацию о жизни школы подростков, снабжены рисунками акварелью и тушью, выполненными самими детьми. Дети являются и авторами публикаций.
⠀
Некоторые из учеников пришли в школу из колоний. Об одной из них имеется публикация в журнале. Это статья о воспитании беспризорников в детской колонии Мартынова.
⠀
В ней рассказывается об особенностях взглядов организатора колонии Мартынова и тех условиях, которые он создал для эффективного перевоспитания малолетних преступников.
⠀
«Мартынов главное воспитательное значение придавал труду, - сообщалось в ней. – На их испорченность он не обращал внимания. Был уверен, что это только случайный налет, от которого дети со временем освободятся».
⠀
«Мартыновская система приносила свои плоды, которые автор статьи расценивает как положительные: «Всякие нравственные дефекты сглаживались, и под влиянием Мартынова, постепенно исчезали. Отсюда вывод, что «нужен был именно Мартыновский подход, чтобы из этих «подонков общества» создать стойкие и честные натуры».
⠀
Подобные источники показывают, насколько остро стояла проблема просвещения и элементарного воспитания широких масс населения.
⠀
Работа, проводимая в этом направлении, действительно была необходима и государству, столкнувшемуся с неграмотностью населения, и самим трудящимся массам, вовлекаемым в социалистическое строительство.