Министерство Культуры
Государственный исторический музей – заповедник «Горки Ленинские»
|

Левитан и его меценаты



Великий русский художник Исаак Ильич Левитан (1860-1900) по роду своей деятельности был знаком со многими представителями торгово-промышленной элиты России. С большинством из них его связывали деловые отношения – он писал картины, они  их покупали. С другими, их было немного, дружеские. Эти люди сыграли ключевую роль в жизни и творчестве живописца.

Левитан был очень благодарен Павлу Третьякову и состоял с ним в переписке до конца своих дней. В 1879 г. коллекционер приобрел у 19-летнего малоизвестного художника пейзаж «Осенний день. Сокольники». Приобретение этой картины положило начало левитановской коллекции в Третьяковской галерее и пристальному вниманию собирателя к творчеству начинающего художника. Впоследствии Третьяков неоднократно приобретал у Левитана его полотна, в том числе, и знаменитое «Над вечным покоем», ставшее центральным произведением в творчестве Исаака Ильича. Понимая особую значимость и статус третьяковской коллекции, Левитан приносит в дар галерее свою работу «Владимирка».
Связывали художника дружеские отношения и с Саввой Мамонтовым. Известный промышленник и меценат в 1884 г. пригласил его работать в декорационные мастерские своей Русской частной оперы, где Левитан создал декорации к «Русалке», «Снегурочке», «Жизни за царя» и другим постановкам. Исаак Ильич был участником и легендарного абрамцевского кружка, сохранив дружбу с художниками из мамонтовского окружения и самим хозяином до конца жизни.

Но особую роль в жизни Левитана сыграл  Сергей Тимофеевич Морозов. Они родились в один год и даже в один месяц, однако ничто тогда не говорило о том, что их жизненные пути когда-нибудь не только пересекутся, но и близко соприкоснутся. Сергей, младший брат Саввы Тимофеевича Морозова, был так же предпринимателем, богатым наследником знаменитой купеческой династии, членом правления Никольской мануфактуры. Но, коммерческая деятельность со временем стала мало его интересовать.

Сергей Морозов знаток искусства, страстный любитель старины, он прославился тем, что в 1882 г. приобрел всю коллекцию изделий народных промыслов, представленную на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве, а через три года открыл Торгово-промышленный музей кустарных изделий Московского губернского земства. Кустарный музей стал важнейшим центром, сохранявшим национальные традиции и продвигавшим на отечественном и мировом художественных рынках моду на русский стиль.
Когда и где познакомились Исаак Левитан и Сергей Морозов точно неизвестно, но к концу 1880-х  они были уже близкими друзьями. Морозов восхищался талантом Левитана. Он помогал художнику материально, передал в безвозмездное пользование бездомному на тот момент Левитану помещение своей мастерской в Москве. 

Позднее он отдал ему и флигель, в котором находилась мастерская. По мнению исследователей, «годы, прожитые Левитаном во флигеле Сергея Морозова, были самым плодотворным и благополучным периодом его жизни. В этом скромном домике им были написаны почти все лучшие картины». Исаак Ильич так же часто жил и в усадьбе Сергея Морозова Успенское в Звенигородском уезде.

Несомненно, Левитан и Савва Тимофеевич Морозов были так же знакомы. Художник неоднократно бывал вместе Сергеем в подмосковной усадьбе Морозовых Покровское-Рубцово, расположенное неподалеку от Успенского. Савва Тимофеевич также приобретал пейзажи художника.

К сожалению, картины И.И. Левитана из усадебной коллекции Горок были вывезены в 1918-19 гг. Но, осталась одна и у нее интересная судьба и история.
Пейзаж «Дорога к церкви» до недавнего времени числился в музее работой неизвестного художника второй половины ХIХ века. Как показали результаты комплексного исследования, проведенного в ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря А.Р. Киселевой в 2018 г., картина является подлинным произведением И.И. Левитана 1890-х годов. Авторство художника подтвердилось на основании имеющейся подписи, стилистического и технологического сходства с эталонами, а также уровня исполнения. Данный мотив изображения пейзажист использовал неоднократно в своих полотнах, исполненных в эти же годы: «Летний пейзаж с церковью» (1893, акварель, частное собрание), «Осенний пейзаж с церковью» (1893-1895, ГРМ), «Осенний пейзаж с церковью» (1893-1895, ГТГ), «Перед грозой» (карандашный эскиз  1893 года к картине «Над вечным покоем» 1894, ГТГ). 

Судя по композиции, акварельный пейзаж из частного собрания, вероятнее всего, служит эскизом к рассматриваемой картине. Все эти работы отличает сочетание простоты мотива и тихой созерцательности.  Исходя из датировок перечисленных произведений, созданных в годы расцвета творчества И.И. Левитана, картину «Дорога к церкви» следует датировать также 1893 г. Однако, как отметила А.Р. Киселева, использование французской доски в качестве основы (а художник в 1894 г. был во Франции и приобретал там художественные материалы) позволяет предположить, что пейзаж мог быть создан несколько позднее, в 1894-1895 годах.
Картину «Дорога к церкви» И.И. Левитана Вы можете увидеть в интерьерах Большого дома Музея-усадьбы «Горки».

#музейзаповедникгоркиленинские #ГоркиЛенинские #Музей #Горкионлайн #История #Левитан #КультураРФ

Последние публикации

Творческая мастерская
Сценарная концепция выставки
Последняя серия офортов испанского художника Франсиско Гойи "Лос Диспаратес" ("Бессмыслица") (1815-1823).

«И холодное прошлое заговорит…»

В.С. Высоцкий

Художники, поэты, скульпторы посвящали свои драматические творения Прокне и Филомеле - героиням древнегреческого мифа.
В июне 1957 года научные сотрудники Всесоюзного НИИ криминалистики Прокуратуры СССР произвели исследование фотографических снимков кабинета В.И. Ленина.
35 лет назад, Советский Союз посетил «человек с электроникой в крови, выходец из Кремниевой долины, штата Калифорния», - именно так, говорил о себе Стив Джобс – один из о...
<< Возврат к списку