Министерство Культуры
Государственный исторический музей – заповедник «Горки Ленинские»
|

Концепция выставки «Горки – Московский Кремль: путь белого камня» и перспективы развития темы.

В 2014 – 2015 гг. Государственный музей-заповедник «Горки Ленинские» занялся разработкой новой для себя темы –  истории добычи белого камня в нижнем течении реки Пахра и истории белокаменного дела в целом. Обращение к данной теме далеко не случайно. Вблизи современных границ музея-заповедника на берегах реки Пахры сохранились остатки  старинных каменоломен. Их можно увидеть и по сей день. Со времен Средневековья в этих местах добывали белый камень – важный строительный материал прошлого.

Данная тема является новой для музея-заповедника, но выбор ее далеко не случаен. В 1990-е гг. начался процесс преобразования бывшего объекта пропаганды в многофункциональный исторический музей-заповедник: появились экспозиции, посвященные истории усадьбы, истории края, крестьянскому быту начала XX в. В те же годы у администрации музея уже появлялись замыслы обратиться к теме истории каменоломен, но до реализации тогда не дошло.

В последнее время поиск новых подходов и тем возобновился, в этом контексте получила развитие тема истории белокаменного дела. Также обращению к данной теме поспособствовали результаты археологических раскопок на селище Большое Саврасово[1] в 2012-2013 гг. и разведок вдоль реки Жданки[2].

В ходе археологических изысканий на селище Большое Саврасово были обнаружены поселения XI-XII, XV – XVII вв. Находки с этих селищ свидетельствуют, что их население в XV – XVII вв. было связано с каменным промыслом. Некоторые, самые интересные находки были представлены на выставке новых археологических поступлений «Горки – Московский Кремль: путь белого камня», открывшейся 11 февраля  2015 г. в музее-заповеднике «Горки Ленинские».

***

Тема истории добычи белого камня на первый взгляд носит локальный характер, однако она не может быть рассмотрена вне обширного исторического контекста.

Особые природные и геологические условия предопределили, что местом разработок стали именно низовья Пахры. Возникновение же самих каменоломен и их дальнейшая история были напрямую взаимосвязаны с историей страны. Как известно на  территории современной России каменное зодчество началось развиваться со складыванием Древнерусского протогосударства в X в.  Белый камень  активно применялся в Новгороде, а в Галицкой и Владимиро-Суздальской Руси в середине XII в. был выбран в качестве основного строительного материала. Вскоре после монголо-татарского нашествия 1237—1240 гг. каменное строительство на Руси прекратилось.

В конце XIII – начале XIV вв. началось постепенное восстановление Руси во внутренних, далеких от опасной границы регионах: Московском и Тверском княжествах. Этот процесс сразу же обозначился возведением каменных храмов: сначала в Твери, потом в Москве. Белокаменные храмы Твери и Москвы конца XIII – начала XIV вв., были сравнительно небольшими постройками, которые не шли ни в какое сравнение с домонгольскими храмами и крепостями. Первым же масштабным белокаменным сооружением после более чем векового промежутка в Северо-Восточной Руси стал Белокаменный кремль Дмитрия Донского, который был построен в 1366 – 1367 гг.

В историографической традиции, идущей с И.Е. Забелина, принято связывать место добычи белого камня для кремля Дмитрия Донского с низовьями реки Пахры и окрестностями деревень Верхнее и Нижнее Мячково[3]. Данная гипотеза была связана с тем, что на этих территориях было развернуто крупное государственное хозяйство по добыче камня хорошо известное по документам конца XVI – XVII вв. – так называемая Мячковская волость. Возникновение слободы было обусловлено тем, что именно в низовьях Пахры близко к поверхности выходит крупный известняковый геологический пласт.

Последние же археологические изыскания подтвердили предположения историков о том, что добыча белого камня на Пахре началась значительно раньше, чем она была зафиксирована в письменных источниках. В ходе раскопок на селище Большое Саврасово в 2012 – 2013 гг. (входит в старую охранную зону музея-заповедника) были обнаружены поселения каменотесов XV – XVI вв.  Археологические разведки вдоль притока Пахры, речки Жданки, профинансированные музеем-заповедником выявили следы поселения XIV в., чьи жители были заняты в разработке камня.

В этот ранний период возрождения каменного дела в конце XIV – XV вв. белый камень играл особо важную роль. Самым известным белокаменным храмом стал  Успенский собор в Москве (1475—1479 годы), возведенный под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти.

С конца XV в. масштабное белокаменное строительство постепенно прекращается, архитекторы все больше переходят на более дешевый и практичный кирпич, однако применение белого камня в строительстве вовсе не исчезает, вспомним известный храм Преображения в дворцовом селе Остров (вторая половина XVI в.). В XVII в. целиком из белого камня строить практически перестали, однако жители Мячковской волости без работы не остались – белый камень требовался для изготовления извести, также он использовался в фундаментах и для декоративного украшения зданий.

Резной Белый камень стал излюбленным декоративным материалом в эпоху "дивного узорочья" на Руси во второй половине XVII в. Данный стройматериал оказался неожиданно востребован в эпоху экспериментов – XVIII в., в эпоху барокко. Самым знаменитым примером является удивительная церковь Знамения в с. Дубровицы (1690-1704 гг.), у которой и стены и наружный декор выполнены из белого камня. Церковь сочетает в себе традиционную шатровую конструкцию с большим количеством элементов барокко.

Замечательные произведения белокаменного зодчества, городские постройки, в чьи фундаменты шел белый камень, а стены держались на извести, не могли бы возникнуть без труда камнеломов, проживавших в низовьях реки Пахры. История уклада, быта, специфики организации труда добытчиков камня – тема далеко не исследованная до конца. Однако совершенно очевидно, что она не может быть представлена в музейном пространстве без рассказа о тех событиях, исторических процессах, тенденциях в архитектуре, которые обусловили возникновение каменоломен и их дальнейшее существование.

Итак, с нашей точки зрения, музейная экспозиция, посвященной данной тематике должна совмещать два уровня:

Локальный: система организации добычи, быт, социальные стратегии и пр.,

Общеисторический: влияние крупных исторических процессов на специфику развития региона.

***

Взаимное сочетание этих двух направлений – есть единственный возможный путь развития данной темы. По нему пошли сотрудники музея при разработке выставке новых археологических поступлений «Горки – Московский Кремль: путь белого камня».

Посетителя выставки при входе встречает вводная информация об истории Большого Саврасова и коллаж из исторических карт XVIII – XIX вв., на которых зафиксирована местность вокруг Большого Саврасова. Стенд размещен полупрозрачной основе и освещение из предыдущего зала подсвечивает текст и карты. Благодаря этой находке художника-оформителя выставки С.В. Чистова данный стенд, оставаясь информативным, не носит доминирующего характера и достаточно небольшое пространство экспозиции зрительно «не замыкается» и кажется объемней.


Рис. 1. Начало экспозиции.

На следующих стендах размещены фотографии с раскопок, планы отдельных объектов, обнаруженных археологами. Задача этой части экспозиции – хоть в какой-то мере отразить атмосферу раскопок и дать представление о том, как производились данные раскопки. Работы на Саврасово 2 проводились совместно тремя группами археологов и были завершены в крайне сжатые сроки. Масштаб раскопок в Большом Саврасове посетитель выставки может оценить по фотографиям, представленных на стендах. Считаем, этот информативный пласт важным, поскольку он дает представление о происхождении материалов выставки и служит наглядной иллюстрацией для широкого круга посетителей того, как осуществляются археологические изыскания.


Рис. 2. Фотографии и планы раскопок.

Под стендами в витринах представлены наиболее интересные предметы из археологической коллекции Большого Саврасова. Находки из Большого Саврасова позволяют отразить предметно-бытовой мир средневековых добытчиков камня. Находки, отобранные для выставки, можно систематизировать по следующим категориям:

1. Орудия труда:

- уникальные находки каменотесных (камнеломных) орудий XVI – XVII вв.

- сельскохозяйственные орудия. Здесь особо хочется выделить серпы с сохранившимися деревянными рукоятями.

2. Бытовые предметы:

- коллекция цилиндрических замков XVI – XVII вв.,

- ременные пряжки XII – XVIII вв.,

- обувные подковки XVI – XVII вв., кочедык для плетения лаптей,

- «предметы личного обихода»: копоушка, фрагменты ножниц, кресала, кремень и пр.

3. Мелкая ювелирная пластика:

- XII – XIII вв.,

- накладки XVI – XVII вв.,

4. нательные кресты XV – XIX вв.

5. оружие: ножи,

6. фрагменты конской упряжи.

7. Керамика XVI в.

Некоторые из находок были сфотографированы и их увеличенные фотографии были размещены на стендах.


Рис. 3. Орудия камнеломного и каменотесного промысла (XVI – XVII вв,) гвоздь и наральник (XVIII -  XIX вв.)


Рис. 4. Серпы с сохранившейся деревянной ручкой XVI – XVII вв.


Рис. 5. Замки и ключи XVI – XVII вв.


Рис. 6. Иконка- привеска арочной формы с изображением Св.Никиты Бесогона. медный сплав.  XVI в.

Св. мученик Никита изображен в рост. Он стоит в трехчетверном развороте, левой рукой держит беса за волосы, а правой замахивается на него палкой.


Рис. 7.

Крест-тельник, XV - XVI вв. Крест четырехгранный с килевидной нижней лопастью. Верхняя лопасть На верхней лопасти имеется короткая горизонтальная перекладина. В средокрестии рельефное изображение Голгофского креста с нижней косой перекладиной. По бокам горизонтальной лопасти имеются буквы: «И», «Х». Изображение на оборотной стороне почти целиком затерто.

Уникальной археологической находкой в Большом Саврасове стали большие подвалы, обнаруженные на месте поселения. В XVI в. их начали строить из белого камня. Внутри этих подвалов были обнаружены уникальные для науки находки: фрагменты черновых заготовок различных изделий из белого камня – колонн, ядер, жерновов, надгробий,  деталей неизвестного назначения.


Рис. 8. Фрагменты жерновов из стен подвала.


Один из этих подвалов был подготовлен к музеефикации, демонтирован и в перспективе предполагается его реконструкция. На выставке представлена инсталляция «Подвал каменотеса», которая при помощи сочетания фотографии с раскопок и реальных камней из объекта воссоздает облик, как он был обнаружен. Рабочий момент маркировки деталей подвала сотрудниками музей перед демонтажем отражен на стендах.

Сами так заинтересовавшие специалистов фрагменты черновых заготовок различных изделий из белого камня размещены в экспозиции выставки.


Рис. 9. Инсталляция «Белокаменный подвал».

Как уже отмечалось, обнаружение свидетельств добычи и обработки камня на берегах Пахры в конце XV – XVI в. (а также находки вдоль речки Жданки XIV – которые пока находятся в стадии изучения) говорят в пользу того, что добыча и обработка в этом регионе началась гораздо раньше конца XVI – XVII вв., когда она известна по письменным источникам. Более того, правдоподобно предположение, что традиция обработки могла возникнуть  раньше возникновения первых белокаменных подвалов в Большом Саврасово. Известный специалист в области эпиграфики А.А. Авдеев в ходе тематической конференции, проведенной в «Горках Ленинских» после открытия выставки, определил фрагменты надгробий, вмурованных в стены подвала XVI, концом XV в. Данные надгробия не имели надписей и предназначались для продажи. Возникновение навыков изготовления изделий из белого камня требовало времени требовало времени и могло уходить корнями в более ранний период.

Добыча белого камня на Пахре в рамках княжеского  или монастырского хозяйства была обусловлена резко выросшей потребностью государства в этом виде стройматериала. И первой такой стройкой, как уже говорилось, был Московский кремль 1366-1367 гг. Истории создания Белокаменного кремля, его стратегическому значению – успешно выдержанным двум осадам литовского правителя Ольгерда – посвящена последняя стена в экспозиции выставки. Здесь были использованы изображения Белокаменного кремля, сделанные известными художниками, миниатюры Лицевого свода XVI в. Чтобы показать роль белого камня на стендах были также кратко отражены другие известные белокаменные кремлевские постройки XV – XVI в. Здесь сошлись локальная история региона с «большой» историей страны.


Рис. 10. Экспозиция, посвященная Белокаменному кремлю 1366 – 1367 гг.

Наседкин Е.Н. Главный научный сотрудник музея-заповедника «Горки-Ленинские», куратор выставки «Горки – Московский Кремль: путь белого камня».


[1] Находится в пределах старой охранной зоны заповедника.

[2] Разведки проводились по заказу Музея-заповедника.

[3] Забелин И.Е. История города Москвы. М., 1995 г. С 87; Тихомиров М.Н. Средневековая Москва в XIV-XV вв. зима 1367 г. С. 33. Куприянов В. Описание Московской губернии в строительном отношении. СПб, 1856; Лобозова Р. В. Сырьевая база московского белокаменного строительства XIV – XVII вв. // Белый камень в архитектурных памятниках Московского кремля XIV – XVII. М., 2007 С. 122 -  133.



<< Возврат к списку