Министерство Культуры
Государственный исторический музей – заповедник «Горки Ленинские»
|

Игорь Эммануилович Грабарь

Ведущий научный сотрудник

Снеговская Е.А.

 

Игорь Эммануилович Грабарь

 

                                                                                            

25 марта 1871 года в Будапеште родился Игорь Эммануилович Грабарь. Он вошел в историю русского и советского искусства как мастер пейзажа, натюрморта и портрета. Кроме живописи он достиг значительных высот в музейной, реставрационной и научной сферах деятельности, имел большое количество наград, был удостоен премий.

Его судьба и творческий путь тесно связаны с Подмосковным имением Дугино, находящимся неподалеку от усадьбы Горки. В хлебосольном доме Мещериных любили творчество: сын хозяина дома и сам был художником. Николай окружил себя многочисленными выдающимися мастерами того времени. В результате, на рубеже XIX-XX веков Дугино стало играть заметную роль в художественной жизни Москвы.

В имении Грабарь начал работать над серией полотен с изображением березовых аллей и рощ, эти мотивы надолго вошли в его живопись. В одном из писем М.В. Добужинскому художник писал: «Я совсем пьян сегодня от воздуха, солнца, весны и деревни. Просто в угаре от красоты». (Грабарь И.Э. Письма. Т.3. С.325.)

                                                                                             

После Октябрьской революции Игорь Грабарь взял на себя бесценную работу по сохранению художественных произведений. Новую власть он безоговорочно признал, сразу же начал с ней сотрудничать, свою задачу видел в сохранении и реставрации картин.

                                                                                             

Грабарь принимал активное участие в создании государственного музейного фонда, национализации и дальнейшем распределении художественных коллекций. Мастера более всего беспокоила утрата культурных ценностей, которую спровоцировали стихийные революционные события.

В 1919 году, в брошюре: «Для чего надо охранять и собирать сокровища искусства и старины», художник пишет: «Если Россия и прежде нуждалась в тщательном сбережении своего культурного наследия, то теперь, в эпоху полного переустройства всего государственного и жизненного уклада, вопрос об охране памятников искусства и старины становится неотложной задачей государственного значения».

Посвятив всю свою долгую жизнь искусству, Игорь Эммануилович внес неоценимый вклад в историю русской культуры в целом.

                                                                                             

<< Возврат к списку