Министерство Культуры
Государственный исторический музей – заповедник «Горки Ленинские»
|

«И не трожь батрачек ныне!»: агитация и народное просвещение в СССР на страницах журнала «Батрачка» 1925 - 1929 гг.

И не трожь батрачек ныне!»: агитация и народное просвещение в СССР на страницах журнала «Батрачка» 1925 - 1929 гг.

В двенадцати километрах от Москвы расположен музей-заповедник «Горки-Ленинские». На его территории находятся: музей-усадьба Горки кон. XIX – нач. XIX вв., научно-культурный центр «Музей В.И. Ленина» и музей «Кабинет и квартира В.И.Ленина в Кремле» (экспозиция которого переехала сюда из Кремля в начале 1990-х гг.).

В фондах музея «Кабинет и квартира В.И.Ленина в Кремле» сохранилась личная библиотека семьи Ульяновых. Среди собрания книг и журналов, нередко встречается периодика, которая направлялась на рецензирование Н.К.Крупской. С 1917 года, Н.К.Крупская  являлась членом Государственной комиссии по просвещению, а в 1920 году председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения (Наркомпрос), занимающимся политической, просветительской и агитационно-пропагандистской работой в духе идеалов  Коммунистической партии.

Почти все журналы, хранящиеся в фондах музея, посвящены просвещению и пропаганде. С точки зрения дня нынешнего, задачи образования и политического воспитания должны разделяться, однако в 1920-е гг. господствовала прямо противоположная точка зрения.

Еще в 1905 году В.И.Ленин в своей статье «Партийная организация и партийная литература» объясняет, какая литература будет нужна в дальнейшем (сюда же он относит газеты и журналы): - «Перед нами трудная и новая, но великая и благодарная задача - организовать обширное, разностороннее, разнообразное литературное дело в тесной и неразрывной связи с социал-демократическим рабочим движением.». Ленин считал, что вся литература должна стать партийной. Все газеты, журналы, издательства и т. д. должны входить целиком на тех или иных началах в те или иные партийные организации. «Только тогда литература сумеет вырваться из рабства у буржуазии и слиться с революционным классом.».

На рецензию «товарища Крупской» отсылался журнал «Батрачка», который издавался в 1925-1929 гг. и был приложением к журналу «Батрак» ( издавался с 1923 г.). Батраки представляли из себя социальную группу крестьянства, не имевшую своего хозяйства или имевшую небольшое хозяйство, доход от которого не давал средств, достаточных для существова¬ния; жили за счет продажи своей рабочей силы. Для батраков был характерен нищенский уровень быта и существования.

В массовом сознании приход советской власти связан с отменой наемного труда, однако агитационно-просветительский журнал «Батрачка» служит наглядным примером того, что исторические реалии отличаются от этих представлений.

Сам факт существования специальных агитационно-просветительских изданий, адресованных социальной группе наемных сельских работников –  батраков свидетельствует об особой важности именно этой категории крестьян для новых властей во второй половине 1920-х гг.

В фондах музея «Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле» также хранятся секретные документы Наркомпроса, посланные Н.К. Крупской 7 января 1925 года, где  оговаривается, что батраки являются пролетарскими слоями деревни, а именно на пролетариат должны опираться большевики в Советской России. В этих же документах подробно рассматривается общий подход к батрачеству, где говорится: - « …необходимо воспитать эти пролетарские слои деревни в сознании, что для них основным источником существования в ближайший период явиться работа по найму».

Рис.1,2,3 Лицевые стороны обложек журнала «Батрачка» 1928 г. № 5.; 1929г. №8.; 1929 г. № 20.


Журнал «Батрачка» выходил один раз в месяц и распространялся через местные органы Всероссийского профессионального союза работников земли и леса (с 1926 г. переименованного в Союз сельскохозяйственных и лесных рабочих СССР). Год от года тираж журнала увеличивался: с 10 000 до 40 000, и к 1928 г. он стал самостоятельным изданием. Вместе ростом авторитета в журнале стали появляться статьи известных политиков того времени - В.Д. Бонч-Бруевича, А.В.Луначарского, Н.К.Крупской.

Рис.4 Иллюстрация «Кто рабкорки»- Журнал «Батрачка» 1928 г. № 10. С. 12

Рис.5 Иллюстрация «Связь рабкорок с журналом» - Журнал «Батрачка» 1928г. №10. С. 13

Рис.6 Иллюстрация «Подписка на журнал «Батрачка»» - Журнал «Батрачка» 1928 г. №10.  С. 13


Спецификой журнала была его направленность на женскую аудиторию. Это было также отражением времени – женский труд и роли женщины в обществе были актуальной темой советской печати. Развитие получили взгляды на женщину нового, передового общества. Популярностью пользовались идеи, что женщины должны служить интересам класса, а не обособленной ячейке общества, т.е. семье. Какие бы темы не затрагивались на страницах журнала «Батрачка» все они подавались с учетом «женской» проблематики.

Больше всего материалов, публиковавшихся в журнале, были посвящены условиям труда батрачек. Из номера в номер журнал пытался обучить наемных работниц правильно заключать трудовой договор.

Рис.7 Иллюстрация «Трудовой договор»» - Журнал «Батрачка» 1925 г. №2. С.4


На страницах журнала расписывались в красках ухищрения нанимателей. Вот пример из статьи « Лудорвай не изменился» (Журнал «Батрачка» 1929 г. № 9. С.15). В деревне Лудорвай Вотской области середняк Михайлов, чтобы при найме на работу не заключать с 25–летней батрачкой трудовой договор и не страховать ее, решил фиктивно женить на ней своего 12-летнего сына. Очень часто батрачек «удочеряли», но после того как она проработает все лето ее под каким ни будь предлогом, ничего не заплатив выгоняли.

Рис.8 Иллюстрация «Ребус»» - Журнал «Батрачка» 1928 г. №7. С.1.

Ответ: «Не нанимайся на работу без труддоговора».


Подобными историями пестрят все номера журнала «Батрачка». Очевидно, что эта тема не теряла актуальности: во второй половине 1920-х гг. вышел ряд постановлений, регулировавших правила заключения трудового договора между работодателем и работником в сельском хозяйстве. Журнал стремился донести эти новшества до широкой крестьянской аудитории, но если судить по его статьям, несмотря на агитацию, трудовые договоры заключались батраками редко.

Тема труда объединялась с темой быта батрачек. Журнал регулярно публиковал письма крестьянок, поступавшие в редакцию. Скорее всего эти письма редактировались, а многие из них были сочиненны на заказ. Их тематика была строго связана с теми проблемами, которые считались наиболее актуальными для малоимущих крестьянок. Тем не менее, многие вопросы, реально волновавшие крестьянок действительно в них отражались.

Вот письмо одной батрачки в журнал в 1925 году – работая у «кулака» и обслуживая семью в 6 человек, ухаживая при этом еще и за коровой, она получает в месяц всего лишь 7 рублей.

Описывая все тяготы своего труда, батрачка жалуется, что лишь один раз в неделю может видеть своего ребенка, а бывает, что и реже. В конце письма эта женщина задает вопрос, как можно в деревне устроить ясли для своих детей, чтобы их чаще видеть. Журнал  «Батрачка» отвечает ей, что ясли можно устроить в деревне на летнее страдное время, но для этого женщинам нужно самим найти помещение, а в сборе средств для яслей им поможет касса взаимопомощи. К детям будет приставлена женщина, два раза в неделю из пункта будет приезжать врач и наблюдать за детьми. Это даст матери возможность каждый день видеть своего ребенка (Журнал «Батрачка» 1926 г. № 12. С.22).

В конце каждого номера журнала обычно была страничка, дающая советы по уходу за детьми, объясняющая как правильно ухаживать за грудничками и т.п. Кстати, многие рекомендации по уходу за детьми перекочевали в современные журналы. Не мало публикаций было посвящено медицинскому просвещению малограмотных батрачек и элементарным навыкам гигиены (Беседы врача: «Самогон-злейшая отрава», «Аборт в деревне», «Что такое сифилис»(Журнал «Батрачка» 1928 г. № 3. С.1; 1926 г. № 2. С.13; 1926г. № 6 С.14)). «Беседы врача» обычно публиковались вместе с разделом «Как скроить и сшить» или «Наше рукоделие».

Рис.9 Иллюстрация «Беседы Врача», «Как скроить и сшить» - Журнал «Батрачка» №8. 1928 г. С.15.

Рис.10 Иллюстрация «Наше рукоделие» - Журнал «Батрачка» 1928 г. № 18. С.1

В «Батрачке» есть раздел о светском просвещении женщин, где присутствуют разъяснительные беседы о правах женщин, обсуждаются проблемы женщин Востока, их подчиненное положение в семье и обществе.

Рис.11 Иллюстрация «Женщина-Раба» с текстом - Журнал «Батрачка» 1926 г. №4. С.10.

Рис.12 Иллюстрация «Женщины Востока в овальной рамке»-Журнал «Батрачка» 1926 г №8. С.9.

Почти в каждом номере «Батрачки» публиковался учебный материал для обучения азам грамотности.

Такое внимание  к судьбе батраков и батрачек было связано далеко не только с естественным желанием просветить наиболее невежественную часть сельского населения. Обратим внимание, что в выше приведенных фрагментах из публикаций, батрачка всегда противопоставляется нанимателю - крестьянину «середняку» или «кулаку». Особенно ярко это проявляется в сатирических агитках, издававшихся в каждом номере.

Например, в разделе «Веселая страничка» с рубриками «Картинки батрачки Аринки» и «Радио-виды бабки Степаниды» часто публиковались частушки-агитки и сатирические заметки, написанные якобы от лица некой малограмотной деревенской батрачки Аринки.  Под псевдонимом «Аринка» скрывался один или несколько профессиональных авторов, писавших в «простонародном» стиле, например, следующее:

Подавай газет нам пачку-

Надо ум свой развивать.

Все батрачки, вишь, «Батрачку»

Стали ревностно читать!

(Журнал «Батрачка» 1925 г. № 3.  С.16)


Кулачиха, вишь в кручине,

Проклинает наши дни:

-И не трожь батрачек ныне,-

Все зубастые они!

Рис.13 Иллюстрация «Женщины Востока в прямоугольной рамке»-Журнал «Батрачка» 1929г. №18. С.5.

Рис.14 Иллюстрация «Страничка для малограмотных»» - Журнал «Батрачка» 1929 г. №2. С.10


Ну, батрачки, покуда прощаете! Веселой Аринки не забывайте. Берите в руки перо да чернил целое ведро и пишите про свои делишки в «Батрачку» письмишки. Поместим в журнал, чтобы всякий прочитал. В рот вам пироги да начинка.

Батрачка Аринка

В голове у нас не пусто…

Жизнь по-новому пойдет,

Для батрачек нам Союз-то-

И защита и оплот!

Подавай газет нам пачку-

Надо ум свой развивать.

Все батрачки, вишь, «Батрачку»

Стали ревностно читать!

(Журнал «Батрачка» 1925 г. № 3.  С. 16.)

Собственно обучение батрачек грамотности, составление договоров и прочее – все это, с точки зрения редакции, вооружало крестьянок, работавших по найму и делало их «зубастыми» против «кулака». Но кто такой «кулак»? Ответа на этот вопрос не было. В теории кулаком должен был называться сельский богач, в реальности богатых крестьян в Советской России было не очень много, поэтому в дальнейшие годы под понятие «кулак» попадал и «середняк», а по сути дела любой крестьянин имеющий хоть какую-либо собственность.

Причиной такого направления, взятого журналом, было недоверие, которое советская власть всегда испытывала к крестьянину. С точки зрения марксистской теории крестьянство было классом мелких собственников – а право собственности на средства производства (допустим, на скот и сельскохозяйственные машины) с точки зрения большевиков было недопустимо.

В первой половине 1920-х гг. в рамках НЭПа большевики пошли на «уступку»: начали платить деньгами за закупку продуктов на селе, допустили определенную экономическую свободу, и только благодаря этому страна вышла из голода. Однако с середины 1920-х гг. эпоха НЭПа начала клониться к закату и на страницах «Батрачки» мы всюду видим агитационную пропаганду, направленную против нанимателя – «кулака».

С 1927 г. в Советском союзе развертывается коллективизация. Официально репрессиям подвергается то самое «кулачество», против которого так агитировали батрачек, в реальности под прессинг попадает большая часть крестьянства. В деревне власть ставит ставку на «бедноту»: наемных рабочих – батраков и люмпенизированные слои.

С этого времени тематика журнала постепенно меняется. Все меньше мы видим живых и красочных историй из жизни бедных женщин, зато увеличивается количество агитации и все больше печатается призывов вступать в колхозы, участвовать в коллективизации страны.

К 1929 году, все чаще в журнале начинают появляться статьи об усиленном наступлении на кулака (для этого требуется «сплачивание батрачек»), все больше говорится о том, что нужно «разбить остатки капитализма». Агитация и просвещение все больше и больше идут в тесной связке. Появляются статьи с характерными названиями: «Батрацким букварем по кулацкой кабале», «На борьбу с кулаком – укрывателем хлеба !», «Кулак-зверь»(Журнал «Батрачка» 1928 г. № 22-23. С.8; 1929 г. № 19.  С.10; 1928г. № 13.  С. 12).

Все активнее и агрессивнее проводится политическая агитация. Батрачкам, например,  предлагается  высказать свою точку зрения по так называемому Шахтинскому делу, еще до вынесения приговора.  По этому делу в 1928 г. большая группа руководителей и инженеров угольной промышленности была ложно обвиненена во вредительстве и саботаже. На станицах журнала, неграмотные женщины рассуждают, чего достойны «злые контрреволюционеры».

Рис.15 Иллюстрация «Предателям строгое наказание» - Журнал «Батрачка» № 11. Июнь 1928г. С.6


Но уже по названию статьи «Предателям строгое наказание» можно предугадать исход беседы (Журнал «Батрачка» 1928 г. № 11. С.6). Через несколько номеров выходит статья «Приговор пролетарского суда»,  в конце статьи автор прямо задает вопрос – «Какой вывод батрачка должна сделать для себя?» и тут-же на него отвечает – «Батрачка должна помнить, что за шахтинцами стоит деревенский кулак» (Журнал «Батрачка» 1928 г. № 14.  С5)

Рис.16 Иллюстрация «Приговор пролетарского суда» - Журнал «Батрачка» № 14. Июль 1928г. С.5

Считается, что число батраков, занятых в крестьянских хозяйствах и сельских обществах  стало сокращаться к 1929 году. Уменьшились сроки найма, батраки стали нанимать в основном на период сенокоса, уборки, пахоты, сева. На¬чиная с 1930 применение наемного труда в крестьянских хозяйствах запрещалось. К 1931 большинство батрачек вошли в колхозы и совхозы, часть перешла на ра¬боту в лесное хозяйство. Неофициально крестьяне исполь¬зовали труд батраков и батрачек в качестве подсобного домашнего и после за¬вершения коллективизации, но этот наем уже не учи-тывался. В конце 1929 года журнал «Батрачка» выходит в последний раз.

Итак, журнал «Батрачка» следовал в русле общегосударственной политики: просвещение и политизация крестьян, не имевших собственности, а значит, с точки зрения советских властей, близких им по духу.  «Батрачка» – стало изданием весьма специфичным, ориентированным на малоимущих женщин, работающих по найму. В нем затрагивались проблемы, которые должны были волновать бедных крестьянок. Просвещение становится все больше связано с активной агитацией.

Для вовлечения батрачек в общественную жизнь им постоянно объяснялось, что именно она, простая малообразованная женщина, может построить Светлое Завтра. Если верить журналу, для этого нужно сделать совсем немного: научиться грамоте, элементарной гигиене и т.д. – тогда батрачка сможет взять управление страной в свои руки. Опасаться нужно только одного врага – «кулака», который не дремлет, и ждет, как бы забрать эту самую власть. Журнал «Батрачка» всегда готов дать ответ – он панацея, помогающая от всех проблем, он друг, который всегда с тобой. Друг, который  ставя перед собой задачу ликвидировать безграмотность, никогда не забывал о своей сверхзадаче – перевоспитании в духе «линии партии».

Рис.17 Иллюстрация «Сберкнижка»  - Журнал «Батрачка» №2. 1929 г. Оборотная сторона обложки.

Последние публикации

Последняя серия офортов испанского художника Франсиско Гойи "Лос Диспаратес" ("Бессмыслица") (1815-1823).

«И холодное прошлое заговорит…»

В.С. Высоцкий

Художники, поэты, скульпторы посвящали свои драматические творения Прокне и Филомеле - героиням древнегреческого мифа.
В июне 1957 года научные сотрудники Всесоюзного НИИ криминалистики Прокуратуры СССР произвели исследование фотографических снимков кабинета В.И. Ленина.
35 лет назад, Советский Союз посетил «человек с электроникой в крови, выходец из Кремниевой долины, штата Калифорния», - именно так, говорил о себе Стив Джобс – один из о...
В Зимнем саду усадьбы Горки расположена картина неизвестного австрийского художника, рубежа XVII-XVIII веков «Обращение Савла». На полотне представлен библейский сюжет чу...
<< Возврат к списку