Министерство Культуры
Государственный исторический музей – заповедник «Горки Ленинские»
|

Гравюры войны 1812 года в Музее-усадьбе «Горки»

Заместитель директора по научной работе

Власов Б.В.

 

Гравюры войны 1812 года в Музее-усадьбе «Горки»


 

Многие посетители усадьбы Горки обращают внимание на серию из 4 черно-белых гравюр на стене второго этажа Большого дома вдоль лестницы на открытую террасу. Сами гравюры, обрамленные полированными рамками под красное дерево, представляют собой репродукции картин художника Петера фон Гесса, изображающих сражения войны 1812 г. с Наполеоном. Традиционно считалось, что эти гравюры были изготовлены в связи с бурным празднованием Столетия Отечественной войны в 1912 году. Однако, изучение этих исторических артефактов позволило существенно отодвинуть в прошлое время их появления и по-другому взглянуть на историю их появления в семье Зинаиды Морозовой.

                                                                                                   

Справа на каждой гравюре находится подпись: «Шерер, Набгольц и Ко в Москве». Эта фирма была одной из самых авторитетных и качественных фотоателье в России, имеющих статус «Фотографов Его Императорского Величества». Интересно, что первая фотопанорама Москвы, сделанная с высоты птичьего полета, была изготовлена именно Мартином Шерером. Для этого ему пришлось подняться на крышу храма Христа Спасителя.

                                                                                                   

Так причем же здесь 1812 год? Дело в том, что к 75-летию Отечественной войны 1812 года была подготовлена и издана, «С высочайшего соизволения Его Императорского Величества», папка на 25 листах: «Иллюстрированная история войны 1812 года» из гравюр 12 картин Гесса, находившихся в собрании Зимнего Дворца. Хотя папка была издана в Петербурге издателем Гоффертом, изготовление самих гравюр было поручено «Шерер, Набгольц и Ко». Данная папка, вероятно, была приобретена семьей Морозовых, и 4 гравюры (сражения под Смоленском, при Клястицах, Ватутине и Тарутине) были изъяты из папки и обрамлены, они стали своеобразным украшением интерьера.

                                                                                                    

1887-88 годы – сложный период в жизни молодой Зинаиды Григорьевны – время развода с первым мужем и вступления в брак с Саввой Морозовым. Но чем-то эти вещицы были дороги сердцу богатейшей дамы Императорской России, поскольку через 20 с лишним лет, «в другой жизни», обустраиваясь в подмосковных «Горках», она именно этими гравюрами украшает свой новый дом! А Столетие войны 1812 года так же не осталось в стороне – к нему был издан новый, более пафосный и «богатый» альбом, и он тоже был в библиотеке Зинаиды Морозовой-Рейнбот. Но это – уже другая история.

 

<< Возврат к списку