Министерство Культуры
Государственный исторический музей – заповедник «Горки Ленинские»
|

Гойя в Горках

    

Старший научный сотрудник

Снеговская Е.А.

 


Гойя в Горках


О, Гойя, твой кошмар иной природы.

Младенцы голые, старухи у зеркал

Зародышей на шабаш варят в семи водах

Чтоб Демон к ним приветливее стал.

 

Шарль Бодлер   

    Среди известных европейских художников конца XVIII века немало мастеров высочайшего уровня. Однако, был тот, кто работал совершенно по-новому – Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746-1828 гг.).

    Во времена классицизма, барокко, сентиментализма художник и гравер Гойя совершил прорыв: в его картинах были эмоции, страсть, страхи.

    Четвертый год подряд при участии Государственного центрального музея современной истории России в Музее-заповеднике «Горки Ленинские» проходят художественные выставки Франсиско Гойи из альбомов: «Бедствия войны», «Тавромахия», «Капричос». В 2020 году, фантастическая и, пожалуй, самая загадочная из созданных Гойей офортных серий «Los disparates» (Бессмыслица) завершает многолетний выставочный цикл в Горках.
   Считается, что в основе последней серии офортов, написанных художником в 1815-1823 годах, лежат испанские пословицы. И хотя Гойя сам не назвал серию, академия изящных искусств Сан-Фернандо опубликовала гравюры в 1864 году под названием Los Proverbios («Притчи», «Пословицы»).   Однако, многие специалисты считают, что созданные сюжеты больше похожи на ужасные сновидения Гойи или его кошмары, возможно, галлюцинации.


Франсиско Гойя. "Супружеская глупость" 

   В юности художник стремился к успеху и процветанию, позже, у него появилось все это, но физическое нездоровье парадоксально отвлекало его от планов. В конце жизни Гойя был тяжело болен.

    К 1819 году он, почти полностью потерявший слух, подыскивал себе жилье в пригороде Мадрида. Ему подошел дом, в котором раньше жил Антонио Монтаньес. Как и Гойя, он был глухой, поэтому и само жилище получило название «Дом Глухого». Перебравшись в новое место, Гойя оказался в полном одиночестве.

   Этот период в творчестве Гойи оказался самым загадочным: призраки, населявшие его душу, вырвались на свободу. Стены своих комнат художник расписал маслом, всего 14 работ, позже эти настенные фрески были перенесены на холсты и стали очень популярными. В это время появляется одна из самых известных, но в то же время и страшных его картин «черной» серии – «Сатурн, пожирающий своих детей». Здесь Гойя использует миф об отце Юпитера (Зевса) Сатурне (Кроносе) как аллегорию событий, происходивших в мире. Недаром античный титан выглядит у Гойи обезумевшим людоедом.

   Параллельно с росписью своего дома он создает серию офортов «Диспаратес».

   Офорты этого периода островыразительны, рисунок экспрессивен, композиции динамичны, типажи впечатляют. Художник в форме басни, притчи, сказания обличает двор, знать, духовенство и все пороки общества, в котором он жил. Мастер—выходец из народа. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он возмущен притеснениями бедняков, невежеством, порочностью владык, жадностью королевского двора, лицемерием и жестокостью духовенства. И он рисует мир, полный ужасов. Мастер говорит людям: «Смотрите, это - не порождения моей больной фантазии, это - вы сами». Гойя был первым художником в истории, который затронул социальные проблемы в своих картинах, опередив время на столетие. Специалисты считают, что подобно тому, как античная поэзия началась с Гомера, так и искусство нового времени начинается с Гойи.

   При жизни художника серия «Диспаратес» не была опубликована. В 1824 году он уехал во Францию из-за угнетающего политического климата и инквизиции в Испании, оставив офорты в Мадриде явно незавершенными.

   Серия представляет собой загадочный альбом из двадцати двух гравюр. Пластинки «Los Disparates» оставались в руках потомков Гойи вплоть до середины XIX века. В 1854 году восемнадцать работ художника попали в руки частных коллекционеров, где находились до 1862 года. Впоследствии они были приобретены Королевской академией изящных искусств Сан-Фернандо. Опубликовали их в 1864 году тиражом триста шестьдесят экземпляров, дав названия. Еще четыре пластинки, принадлежащие к той же серии и неизданные академией, были собственностью художника Эухенио Лукаса Веласкеса; позже они отправились во Францию, где были опубликованы в журнале «L'Art» в 1877. В июле 2011 года эти четыре медные пластины поступили в отдел гравюр и рисунков Лувра, где хранятся до сих пор.

    В 1937 году, в самом разгаре Гражданской войны в Испании, Департамент изящных искусств Министерства народного образования Испанской Республики принимает решение об издании коллекционным тиражом серии офортов Гойи. Работники Национальной Гравировальной Мастерской приступили к выполнению задания республиканского правительства Испании с максимальной ответственностью и желанием создать полиграфический шедевр, достойный резца великого художника, используя подлинные гравировальные доски Гойи. Издатели нашли бумагу XIX столетия, тщательно изучили технологический процесс того времени. В результате, по качеству листы 1937 года даже превзошли первые издания.

   В том же году, в честь празднования 20-летия Октябрьской революции в СССР, профсоюзы испанских трудящихся через «Красный Профинтерн», решили сделать советскому народу бесценный подарок.   5 декабря 1937 года Профинтерн передал 4 серии офортов Франсиско Гойи в Музей Революции СССР (ныне – Государственный центральный музей современной истории России). В сотрудничестве с ГЦМСИР в области экспозиционно-выставочной деятельности в Горках удалось реализовать успешные проекты с экспонированием мировых шедевров.

   Офорты, изданные в пылающем осажденном Мадриде и оказавшиеся в далекой Москве, являются уникальным памятником мирового изобразительного искусства и истории.

   Гений художника видел все: мужество и предательство, слабости и пороки, мудрость народа и стремление к познанию самого себя и окружающего мира. Творчество Франсиско Гойи перешло национальные и временные границы. Социальные проблемы, которые волновали мастера два века назад актуальны и в наши дни.

<< Возврат к списку