В 1912 г. З.Г. Морозова покупает в «гараже», т.е. в торговом доме О.Г. Фольмана автомобиль марки «Минерва» . Сначала приведем короткую справку об истории этой марки, потом более детально разберем некоторые отдельные подробности, отмеченные в счете о продаже автомобиля.
Счет о покупке З.Г. Морозовой автомобиля «Минерва»
В современном автомобилестроении марки Minerva не существует, однако в начале XX в. она была весьма популярна и уж точно была самой известной бельгийской фирмой по производству автомашин. Продукция Minerva в определенные периоды конкурировала с Rolls-Royce и Mercedes.
***
Фирму «Миневра» создал голландец Сильвен де Йонг из Амстердама. Ему было всего 20 лет, когда он занялся ремонтом велосипедов в Антверпене
Де Йонг не только ремонтировал, но и конструировал велосипеды, экспериментировал с двигателем De Dion-Bouton и наконец начал собирать мотоциклы. Двухколесные средства транспорта он продавал под маркой Minerva — по имени богини ремесленников и художников.
Эмблема фирмы Minerva.
Символ Миневры на капоте.
В 1900 г. Сильвен и его брат Жак создали свой первый автомобиль. Крышку радиатора украшало изображение все той же богини Минервы. В первые годы было собрано лишь несколько прототипов. Велосипеды и мотоциклы по-прежнему приносили основной доход. Начиная с 1904 г. завод производил все больше машин. Двух- и четырехцилиндровые двигатели ставили на деревянные шасси, кузова были громоздкие, но вместе с тем делали и маленькие «экипажики» (voiturette), названные Minervette. Их шасси были собраны из стальных трубок, двухцилиндровый двигатель обеспечивал мощность 5 л. с. Деревянные шасси больших машин вскоре заменили стальными, а с 1905 г. привод задних колес был уже не цепным, а карданным. Автомобили Minerva с двигателем объемом до 6 л легко конкурировали с машинами Rolls-Royce и Mercedes. Подобно всем другим производителям автомобилей, компания Minerva занималась и выпуском спортивных машин. Они участвовали в гонках — например, на трассе Париж—Бордо в 1905 г.
В 1907 г. 4 машины Minerva вышли на старт Арденнских гонок. Их вели знаменитые гонщики — лорд Брабазон, Фриц Кулховен и Ли Гинесс. Автомобили компании заняли 1-е, 2-е, 3-е и 6-е места. В 1908 г. де Йонг установил на машинах бесклапанные двигатели, разработанные американцем Чарльзом И. Найтом. Они работали практически бесшумно, но потребляли много масла. Типичным явлением для них были черные клубы дыма из
выхлопных труб, но, несмотря на этот недостаток, подобные двигатели применялись до 1937 г.
Завод выпускал и четырехцилиндровые малолитражные автомобили — например, модель AG 1922 г. (1980 см3), а также машины с шестицилиндровыми двигателями объемом 5954 см3 — в частности, престижную модель АК 1928 г. Производители не боялись даже устанавливать восьмицилиндровые однорядные бесклапанные двигатели на модели AL (1930-1938,6615 см3) и АР (1929-1938, 3958 см3).
В 1928 г. Сильвен де Йонг умер, во главе завода встал его брат Жак. К тому времени Европу наводнили дешевые американские автомобили. Последствием для компании Miner¬va стало снижение не только экспорта, но и продаж в Бельгии. Компания пы¬талась противостоять натиску, выпус-кая более дешевые модели — такие, как AR 3000 (1932 г), с шестицилиндровым бесклапанным двигателем объемом 2970 см3. В 1935 г. вслед за этой моде¬лью была выпущена М4 с четырехци¬линдровым бесклапанным мотором объемом 1980 см3. Двигатель был раз¬работан в 1922 г., его производство об¬ходилось очень дешево. Но двигатель давно устарел, модель не только не имела успеха, но и разорила компа¬нию. Ее перекупил директор бельгий¬ского завода Imperia Матьё ван Рогген. Он ограничился производством грузо¬виков и преуспел в этом. После Второй мировой войны было разработано еще несколько прототипов легковых авто¬мобилей, но вскоре после этого марка Minerva исчезла с рынка.
***
Теперь обратим внимание на некоторые детали покупки Зинаиды Морозовой, указанные в счете. В данном документе отмечается, что был приобретен автомобиль с бесклапанным двигателем Найта. Остановимся на этой важной детали.
В 1907 году американец Чарльз Йель Найт изобрёл бесклапанный двигатель, вместо клапанов были золотники которые открывали отверстия для подачи топлива в зависимости от положения коленчатого вала. «Главное преимущество гильзового газораспределения — полная бесшумность работы двигателя, поскольку в его работе полностью отсутствуют удары деталей друг о друга. Кроме того, для неё характерны высокая долговечность и хорошее наполнение цилиндров бензовоздушной смесью за счёт большого размера и меньшего сопротивления окон в гильзах по сравнению с каналами клапанов — особенно относительно нижнеклапанных двигателей. В то же время, двигатель с гильзовым газораспределением сложен по конструкции, нетехнологичен и дорог в изготовлении. Кроме того, неистребимым недостатком системы со скользящими гильзами являлся высокий расход масла на угар — обеспечить надёжное уплотнение пары трения «цилиндр — гильза» было практически невозможно, так что масло в значительных количествах прорывалось внутрь цилиндра, где сгорало вместе с рабочей смесью» .
Таким образом, моторы этой конструкции славились своей бесшумной работой, но избыточной дымностью, т.к. требовалась обильная смазка для золотников. Кроме того, их обслуживание было, по-видимому, недешевым удовольствием. Владелец фирмы Миневра де Йонг в 1908 г. был одним из первых, кто купил патент на этот мотор, вскоре патент приобретут британский Daimler и французский Panhard et Levassor. К 1912 г., году покупки Зинаидой Морозовой, данный тип двигателя был на пике популярности среди автомобилей люкс-класса.
В 1913 году после 4-й международной автомобильной выставке писали:
Какие еще спецификации указаны с «счете». В документе указана мощность двигателя 26/45 HP, т.е. 26 и 45 лошадиные силы. Двойная маркировка мощности объяснялась следующим образом. Первый показатель 26 л.с. означал «налоговую мощность» двигателя, исчисляемую из диаметра цилиндров и их количества, а второй характеризовал реальную мощность силового агрегата.
Кроме того, указан тип кузова: «Торпедо» — тип автомобильного кузова, характеризующийся сигарообразной формой, т.е. плавным (или даже прямым) переходом от боковин и ветрового стекла к капоту. Термин «Торпедо» впервые был использован бельгийским автодилером «Captain Theo Masui», который импортировал в Лондон французские автомобили Automobiles Grégoire, имевшие обтекаемый кузов. Вскоре этот термин стал именем нарицательным. Другое название этого типа кузова было Туринг (англ. touring, touring car, tourer).
Автомобили с таким типом кузова часто имеют 4 или 5 мест для сидения, а также складную крышу (которая, однако, закрывает только зад и верх автомобиля, оставляя бока незакрытыми), которая крепится на лобовом стекле. Боковые стойки у таких автомобилей отсутствуют. Такой кузов мог быть как двухдверным, так и четырёхдверным, но в двухдверном варианте двери располагались не на противоположных бортах, как у современных двухведерных кузовов, а на одном, обеспечивая раздельный доступ к переднему и заднему сиденьям. Иногда дверей могло быть и три — например, две двери для доступа к переднему сиденью и одна для заднего. Большие автомобили с кузовом такого типа могли иметь и три ряда сидений.
В непогоду водитель такого автомобиля поднимал складной верх и пристёгивал к боковине брезентовые или сделанные из кожзама шторки со стеклянными, целлулоидными или плёночными окошками. Пик распространения автомобилей с таким типом кузова пришёлся на первую половину XX века, до 1930-х гг.. После Второй мировой войны кузов вышел из моды.
***
Попробуем разобраться, как мог выглядеть автомобиль Миневра, которым владела Зинаида Григорьевна? В 1911 – 1913 гг. этой фирмой выпускались машины мощностью 14, 18, 26 и 38 лошадей:
Реклама автомобилей фирмы «Миневра».
Как видно из рекламы выше, в зависимости от мотора менялся размер шасси, а соответственно и кузова. В сети есть фотографии сохранившихся экземпляров Minevra с кузовом «Торпедо» («турер») с моторами 14 и 38 HP, произведенных в 1912 г.:
Minerva DD 14 HP. 1912 г.
Реклама автомобиля Minerva мощностью 38 HP 1912 г. выпуска.
Сохранившийся экземпляр автомобиля Minerva мощностью 38 HP 1912 г. выпуска
Автомобиль Minerva мощностью 26 HP 1911 г. выпуска
Скорее всего, схожим автомобилем обладала Зинаида Морозова. Благодаря некоторым из сохранившихся коллекционных автомобилей этой марки, можно познакомиться с деталями их внешней и внутренней отделки. Например, детали вот этого богатого образца:
Приборы
Подножка
Кожаные кресла
Подведем итог, бельгийский автомобиль Minerva, приобретенный Зинаидой Григорьевной Морозовой-Рейнбот, был вооружен новаторским двигателем Найта, отличавшимся, с одной стороны бесшумностью, но с другой стороны, требовавшего частого подлива машинного масла и дорогостоящего ухода. Автомобили с 26/45 лошадиными силами относились к топовым комплектациям машин данной фирмы. Как правило, они имели исключительно богатую декоративную отделку. Таким образом, данный автомобиль Зинаиды Морозовой относился к люкс-классу своего времени, что отразилось в его высокой цене: 7484 рубля.
В заключение скажем несколько слов о месте, где был приобретен автомобил. «Гараж» Отто Германовича Фольмана находился в доме Сазиковых в Большом Гнездниковском переулке – по сути, он объединял мастерскую и торговый дом, что было характерно для того времени. В 1908 г. он пережил большой пожар и, как видим, к 1912 г. снова вел успешную торговлю. В нем продавались автомобили «Минерва», «Пип» и «Адлер»
Перед гаражом
Гараж О.Г. Фольман
«Миневра» 1912 г.