Министерство Культуры
Государственный исторический музей – заповедник «Горки Ленинские»
|

«Загадочные масоны» в России XVIII – XIX вв.


Наседкин Е.Н., главный научный сотрудник

Музея-заповедника «Горки Ленинские»,

учитель Университетской гимназии МГУ имени М.В. Ломоносова.

 

         С 2019 г. Музей-заповедник «Горки Ленинские» осуществляет сотрудничество с гимназией Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. В Гимназии активно развивается «проектная деятельность» учеников. Особо приветствуются проекты, включенные в производственную деятельность крупных государственных компаний, учреждений, предприятий и пр. Ряд учащихся 10-11-го. класса гимназии приняли участие в развитии экспозиционной, выставочной и научной деятельности Музея-заповедника «Горки Ленинские». В частности, школьникам было предложено попробовать свои силы в новаторском научно-исследовательском направлении музея, получившем название «Путь белого камня», которое посвящено истории добычи камня в России Средних Веков и Раннего Нового времени.

         Изучая историю каменного дела, школьники начали задавать вопросы, а есть ли что-то общее между людьми занятыми в добычи и обработке камня и так называемыми «вольными каменщиками» (или по другому «масонами»). Подобные вопросы задают не только школьники, но и посетители усадьбы Горки, услышав например, что масоном был один из ее владельцев – генерал-майор Александр Писарев.

         Мы предложили школьникам самим разобраться в этой проблематике, и предлагаем вашему вниманию результаты их самостоятельных изысканий. Илья Комиссаров взялся изучить историю средневековых гильдий «вольных каменщиков» в Европе. А Арина Канева решила прояснить, чем же занимались образованные масоны в России XVIII – XIX вв.

 

«Загадочные масоны» в России XVIII – XIX вв.


Очерк

Арина Канева,

ученица 11 класса Историко-филологического профиля

Гимназии МГУ им. М.В Ломоносова

 

Современный человек, так или иначе, сталкивался с такими понятиями, как «масон», «масонство». Как правило, мало кто знает, что именно скрывается за данными терминами. Информация о масонах широко представлена на просторах Интернета, на страницах книг и научных исследований, однако у интересующегося человека всегда остаётся ощущение некоторого недопонимания: отсутствуют ответы на главные вопросы: кто такие масоны? И почему их деятельность овеяна пеленой тайн?

Наиболее ярко о масонах может нам рассказать история, архитектурные памятники, на которых масоны оставляли свои символы. Например, если обратиться к архитектурным памятникам Москвы, то самым ярким примером является усадьба Царицыно. Проект этого великолепного дворцово-паркового ансамбля был заказан Екатериной II Василию Баженову. В процессе завершения строительства, в начале июня 1785 года, между императрицей и Василием Баженовым произошёл конфликт: Екатерина II была недовольна результатом - она приказала уничтожить все постройки и разработать новый проект главного дворца. Новым архитектором был назначен ученик В.Баженова Матвей Казаков. Многие исследователи утверждают, что причинами для недовольства императрицы послужило использование В.Баженовым в декоре символики масонства.

 


Рис. 1. 2. Масонские символы в Царицыно.


Рис. 3. Василий Баженов. Архитектор

Как видим, масонская символика запечатлена в архитектурных памятниках. Она отражала приверженность архитекторов к идеям масонства, а также являлась непосредственным проводником этих идей в общество. Стоит отметить, что многими деятелями масонства являлись известные писатели, поэты, архитекторы, а также государственные деятели. Так кто же такие масоны?

Масоны всегда ассоциировались у нас с чем-то мистическим, покрытым глубокой тайной. На просторах Интернета или в газетах, посвящённых «загадкам истории» есть множество статей о так называемом «масонском заговоре», причастности его братьев к судьбоносным для России событиям, например, к восстанию декабристов, Февральской революции, падению самодержавия. Однако, таинственность организаций, в первую очередь, была унаследована масонами от их предшественников, вольных каменщиков. В Средние века вольные каменщики объединялись в тайные сообщества, где из столетия в столетие хранили секреты, связанные с каменным строительством. Масоны, подобно этим тайным средневековым сообществам, объединялись ради сохранения в тайне их учения о нравственном совершенстве и просветлении.


Рис. 4. Прием в масонскую ложу.

Деятельность масонов была даже отражена в произведениях русской литературы. Самый классический пример, в котором ярко отображены реалии масонства в контексте исторической действительности – роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир»

«Масонство — это не религиозная, не обрядная ceкта…,а масонство есть лучшее, единственное выражение лучших, вечных сторон человечества…учение христианства, освободившегося от государственных и религиозных оков; учение равенства, братства и любви», [1]- так говорил один из главных персонажей романа-эпопеи Л.Толстого – Пьер Безухов. «...Единственная цель достопочтенного Общества сего есть исправление человека и усовершенствование нравоучения»[2].

Итак, масонство – это интеллектуальный клуб, участники которого обсуждали темы, связанные с нравственностью и религиозно – мистическим познанием мира. Тайный характер данных организаций связан, прежде всего, с деятельностью церкви, которая ограничивала возможности для свободных дискуссий. Стоит также отметить, что масонские ложи в России имели прочные связи с европейскими ложами, а поэтому могли являться посредниками для проведения интересов иностранных монархий.

Масонство как философия духовной и религиозной жизни было популярным во всей Европе в XVIII-XIX веках. Местом его родины принято считать Англию начала XVIII века. В России до 1780-х г.г масонство было подвержено влиянию преимущественно двух сложившихся систем: английской, представителем которой в России И.П.Елагин и шведской, распространением которой начал заниматься А.Б.Куракин. Однако Россия была признана совершенно свободной и самостоятельной провинцией масонского мира лишь летом 1782 года на Вильгельмсбадском конвенте.

Распространению масонства способствовал процесс секуляризации культуры в России, который способствовал её освобождению от влияния религии. По этой причине среди братьев было особо почитаемо имя императора Петра I, положившего начало этому процессу. Православная церковь переживала кризис в данный период, пытаясь регламентировать все стороны общественной жизни и установить единственно правильное понимание и восприятие вопросов, связанных с верой в Бога, с божественными обрядами. «Не для того ли мы ходим в Церковь, чтобы научиться из хороших проповедей? Но не часто ли ходим мы понапрасну, и вместо поучения слышим скучное и досадное вранье? [3]» - так говорили братья.

Когда церковь потеряла своё былое влияние в среде русского дворянства, учение масонов стало некой заменой религиозной жизни, которой так не хватало светскому обществу. Здесь на первый план выступили такие ценности как сострадание, любовь к ближнему, взаимопомощь. «Божественное, покоя исполненное дружество, сия любимая страсть мудрого и добродетельного, на которой единственно основывается блаженство жизни, есть почти у всех людей только ларва, а у Масонов поставляется оно должностию» [4].

Безусловно, положениями подобного «братства» некоторые члены лож пользовались и для приобретения прочных и очень важных связей. Стоит отметить, что после каждого заседания устраивались совместные трапезы. Из дневника масона А.Я.Ильина: « с братцом были в доме ….. Урании и ужинали там. Весело было» [5].

Будучи центром, одновременно светской и религиозной жизни, масонство являлось своеобразным проявлением гражданского общества, которое способствовало объединению людей, а также предопределяло возможные пути развития и процветания нации.

Большинство членов масонских лож являлось представителями дворянства. На совместных трапезах дворяне могли обсуждать новейшие идеи общественной мысли, политические вопросы, возможные пути демократизации общества. Хороший пример - послевоенное время 1814-1815 годов, когда из заграничных походов дворяне привозили с собой идеи либерального толка по преобразованию России.

Среди «братьев» мы можем найти знаменитые имена: Вольтер, Исаак Ньютон, Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Уинстон Черчилль, Александр Пушкин, Наполеон Бонапарт и даже император Александр I. Стоит отметить, что масоном был и один из хозяев имения «Горки» Александр Писарев.

Масонство в России, конечно, оказалось направленным не только на благие цели нравственного совершенствования. Возвращаясь к Пьеру Безухову, можно сказать, что его ожидания от масонских лож вскоре расстроились. Масоны использовали его простоту и наивность ради получения материальной выгоды.

Говоря о современности, то в XXI веке, спустя довольно долгий перерыв, масонство в России возродилось. Пройдя долгий эволюционный процесс внутренней организации, именно теперь оно более всего приближено к своей основной миссии – благотворительности.

 

 




[1] Толстой Л.Н. Война и мир. Том второй. Часть вторая XII [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека Алексея Комарова. URL: https://ilibrary.ru/text/11/p.93/index.html (дата обращения: 20.12.2020).


[2] Аржанухин С.В. Философские взгляды русского масонства [Электронный ресурс] // Бесплатная электронная библиотека – книги, издания, публикации. URL: http://nauka.x-pdf.ru/17istoriya/649641-6-soderzhanie-predislovie-otechestvennoe-masonovedenie-dvizh... (дата обращения: 20.12.2020).


[3] Аржанухин С.В. Философские взгляды русского масонства. [Электронный ресурс] // Бесплатная электронная библиотека – книги, издания, публикации. URL: http://nauka.x-pdf.ru/17istoriya/649641-5-soderzhanie-predislovie-otechestvennoe-masonovedenie-dvizh... (дата обращения: 20.12.2020).


[4] Аржанухин С.В. Философские взгляды русского масонства. [Электронный ресурс] // Бесплатная электронная библиотека – книги, издания, публикации. URL : http://nauka.x-pdf.ru/17istoriya/649641-7-soderzhanie-predislovie-otechestvennoe-masonovedenie-dvizh... (дата обращения: 20.12.2020).


[5] Ильин А.Я. Из дневника масона 1775-1776 гг. [Электронный ресурс] // URL: https://lodge-demidov.ru/wp-content/uploads/2015/09/A.-YA.-Ilin-Iz-dnevnika-masona.pdf (дата обращения: 15.02.2020).



<< Возврат к списку