Министерство Культуры
Государственный исторический музей – заповедник «Горки Ленинские»
|

Теория и практика изменения мира


Теория и практика изменения мира

Авторы:  
Власов Б.В., заместитель директора Музея-заповедника «Горки Ленинские» по научной работе;
Зотова Т.А., ведущий научный сотрудник Музея-заповедника «Горки Ленинские», старший научный сотрудник сектора экспозиционно-выставочной деятельности, Институт Наследия


О выборе пути, о полученном опыте и, просто, о прекрасном творческом полете

В принятой в 2019 г. «Концепции развития Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские» до 2025 года» обозначено одно из приоритетных направлений экспозиционно-выставочной работы – модернизация постоянной экспозиции «Музей В.И. Ленина» в Научно-культурном центре за счет небольших камерных выставок. Особая планировка этих экспозиционных залов, которые соединены в единое обширное пространство, позволяет, размещая дополнительные комплексы непосредственно внутри них, расширить основную тематику музея.

Конечно, необходимо учитывать ряд моментов при работе по данному направлению. Во внутренних документах, а часто – и в разговоре с посетителями, данная экспозиция называется «Политическая история России с 1917 г. по 1924 г.». Используются и другие, более «продающие» названия, однако именно это – хорошо отображает ее тематическую специфичность. В экспозиции с помощью документов, фотографий, рукописей, которые представлены для посетителя в нестандартизованных, весьма необычных витринах (особенно для времени ее создания – 1987 г.), повествуется о жизни В.И. Ленина в послеоктябрьский период. Поэтому на первый план в этом музее выходят две ключевые темы – политические события того времени и преждевременный уход из жизни первого Председателя Совнаркома. Безусловно, что небольшие выставочные проекты, расширяющие основную экспозицию, должны согласовываться с ними по смыслу.

Также интересными, подходящими и весьма актуальными сегодня будут выставки, посвященные истории создания и необычайной судьбе этого музейного комплекса, который планировался и строился как грандиозный центр идеологической агитации, «начиненный» самыми современными и совершенными на тот момент технологиями, а стал – памятником ушедшей эпохи. Об этом, речь пойдет чуть позже… и в других статьях.

Первый опыт проведения камерных выставок непосредственно внутри существующей постоянной экспозиции «Музея В.И. Ленина» состоялся в 2018 г. «Пионером» в работе по данному направлению стала Выставка-инсталляция «Изменить мир», посвященная 200-летию со дня рождения Карла Маркса.

Неудивительно, что немногие российские музеи подготовили к этой юбилейной дате свой «экспозиционный ответ». Вполне заслужено тема марксизма в нашей стране может быть отнесена к разряду «трудных» для музейной интерпретации. При этом незаслуженно, правда, забывается высказывание самого Маркса: «Я знаю только одно – что я не марксист», данное им в отношении его же последователей (пускай и других).

Тему можно считать «трудной» не только из-за национальной специфики восприятия марксизма, но и по причине необъятной и противоречивой историографии, посвященной учению и его основному автору. Много слов написано о фундаментальной роли теории Маркса в развитии науки и общества, не меньше о противоречиях и неоднозначных последствиях ее применения. Нередко его имя можно встретить в заголовках мировых СМИ, а в научной литературе и того чаще – К. Маркс считается одной из самых изученных фигур по количеству исследовательских трудов, ему посвященных.

Ввиду того, что история марксизма и позиции его автора очень «близки» тематике постоянной экспозиции Научно-культурного центра «Музей В.И. Ленина», а также – из-за своего неугасаемого интереса к «сложным» вопросам и их интерпретациям, сотрудники музея все-таки подготовили собственный небольшой «ответ» к этой юбилейной дате.

Инсталляция «Капитал К. Маркса». Фото представлено Зотовой Т.А.


Оформление одного из блоков инсталляции. Главный художник Чистов С.В., художник-конструктор Кустова Г.

Привязка конструкции к площади размещения в постоянно действующей экспозиции НКЦ «Музей В.И. Ленина». Главный художник Чистов С.В., художник-конструктор Кустова Г.


Авторский коллектив изначально отказался от идеи создания очередного биографического или политизированного рассказа о К. Марксе и его теории. Принципиальным было желание показать неоднозначность данной темы, которая, с учетом имеющейся у современного общества исторической перспективы, бесспорна. Для достижения этой цели на помощь музейным предметам и хранителям, пространственным решениям и художникам, «пришел» текст и проблемный, неординарный подход к марксову учению. Именно о нем хотелось бы рассказать в первую очередь.

Карл Маркс в своих трудах описал современный ему период развития общества и экономики, и понимание особенностей этого периода принципиально важно для адекватного восприятия его теории. XIX в. – это эпоха, которая характеризуется высоким динамизмом развития производительных сил и всех общественных отношений, время, когда стало ясно ощущаться, что старый мир, в котором поколения сменяли друг друга, а условия жизни оставались неизменными, ушел в прошлое. Экономический рост, в основе которого лежало внедрение новых технологий в производство, стал неотъемлемой чертой нового времени. В странах Европы уже к середине XIX в. была очевидной главенствующая роль промышленности в экономике, и, где-то чуть раньше, где-то чуть позже, начал формироваться новый социальный класс – пролетариат.

Развитие промышленности и увеличение доли населения, занятого в производстве, сопровождалось ухудшением качества жизни рабочих. Для работы около станка не нужно было иметь специальной физической подготовки. Таким образом не только женщины, но и дети оказались включенными в эту среду. Длина рабочего дня изначально не ограничивалась законодательными актами, составляя у взрослых и малолетних работников повсеместно в Европе около 12-13 часов в 1830-е гг. (иногда доходя до 15-16 часов). К 1850-м гг. она была сокращена примерно до 10 часов. Оплата труда часто производилась не полностью, не реже – залежалыми продуктами производства, а если и сполна, то и ее не хватало на более-менее сносную жизнь. Съемные углы в трущобах и на чердаках, отсутствие денег даже на продукты питания – это условия жизни, касающиеся значительной части населения европейских стран. В миллионом Париже рабочие и мелкие ремесленники составляли почти треть жителей, чуть меньше их было в 400-тысячном Берлине. В Англии, в целом, в середине XIX в. к пролетариату относилось 37% населения.

В 1830 г. произошла Июльская революция во Франции, главным следствием которой стало усиление либеральных настроений во всей Европе. За ней последовало три крупных политических события, которые по традиции выделяют как ключевые для пролетарского движения – два жестоко подавленных лионских восстания во Франции; движение чартистов, неоднократно подававшее петиции правительству о введении всеобщего избирательного права в Англии; и более локальное восстание силезских ткачей в Германии. Также рабочие стали движущей силой Французской революции 1848 г., и в июне того же года на улицах и площадях Парижа началось «пролетарское» восстание. Вновь повлияв на политическую жизнь Европы, оно дало толчок к выступлениям в других странах в 1848-1849 гг. Примерно в то же время в свет вышел всем известный «Манифест коммунистической партии», написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом, начинающийся пророческими словами: «Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма».

Несмотря на то, что эта публикация носила агитационный характер, уже в ней был сформулирован ряд постулатов будущей научной теории. Окончательно концепция Маркса оформилась в «Капитале», его главном труде, первый том которого был опубликован самим автором в 1867 г., а второй и третий – уже Ф. Энгельсом в 1885 г. и в 1894 г.

Об обнищании рабочих в тот период писали все – публицисты, чиновники, ученые. Многие экономические авторитеты утверждали, что это «железный закон» естественного общественного развития. Однако, К. Маркс не только описал современное ему несправедливое мироустройство, но и показал путь к его преобразованию, в соответствии со своим знаменитым одиннадцатым тезисом о Фейербахе, – став, таким образом создателем первой «научной» теории изменения мира.

Традиционно в ней выделяют три основных компонента – теорию прибавочной стоимости, теорию общественно-экономических формаций и учение о диктатуре пролетариата. Дополняя друг друга, они составляют единую и универсальную концепцию мироустройства.

Маркс доказывал, что в основе развития общества лежит процесс развития производительных сил и производственных отношений, а история является последовательной сменой общественно-экономических формаций. Пока социальные отношения, или «надстройка», не мешают развитию производительных сил общества, «базису», – сохраняется определенный тип формации. Смена общественных институтов происходит, когда они начинают тормозить экономический прогресс.

Развивая классическую политэкономию К. Маркс сделал вывод о зависимости прибыли предпринимателя от оплаты труда рабочих. В соответствии с теорией прибавочной стоимости, удлинение рабочего дня и снижение заработной платы приводят к увеличению капиталистами своей прибыли. Таким образом, в основе несправедливости мира, по Марксу, лежит принцип частной собственности, позволяющий меньшинству обогащаться за счет обнищания большинства. Высшей ступенью развития социума является коммунизм, т.е. общество без частной собственности, а значит и социальной несправедливости – без классов, принуждения и отчуждения человека от результатов его труда.

Исходя из теории общественно-экономических формаций, переход к этому обществу возможен на определенном этапе развития производительных сил через смену общественных институтов, т.е. революционным путем. Движущей силой этого процесса должны стать те, кому нечего терять «кроме своих цепей» – рабочие. После революции, по Марксу, должен наступить временный переходный период диктатуры пролетариата – на пути к обществу без классовых отношений.

Набирающее обороты рабочее движение привело к созданию в 1864 г. «Международной рабочей ассоциации» (более известной под названием «Первый интернационал»), лидером которой был выбран К. Маркс. Она имела ячейки в тринадцати европейских странах и в США. Через несколько лет на карте мира появилось и первое социалистическое государство. Революция 4 сентября 1870 г. во Франции открыла историю знаменитой Парижской Коммуны. Борьба за освобождение трудящихся всех стран от капиталистической эксплуатации стала ее лозунгом.

К. Маркс всячески поддерживал деятелей Коммуны в личных письмах и многочисленных статьях в прессе. В Париже было введено новое трудовое законодательство, на некоторых предприятиях отменен ночной труд, запрещены штрафы и все иные вычеты. Был установлен минимум заработной платы и твердая цена на хлеб. Беднякам вернули вещи, заложенные в ломбарды, семьи рабочих переселялись из сырых и темных подвалов в дома и дворцы богачей. Коммуна аннулировала задолженность по квартплате за девять месяцев, организовала бюро по трудоустройству безработных, а для детей работниц были созданы детские сады и ясли.

Первое рабочее правительство просуществовало семьдесят два дня. В ходе жестокого подавления социального протеста погибло около 30 тыс. человек, 17 тыс. было расстреляно в последствии. В Европе наступил период реакции и преследования социалистов. Первый Интернационал был распущен, однако, это не остановило процессы распространения марксизма. Теория уже существовала «самостоятельно» и начала влиять на общественное развитие не только «по Марксу».

В России в те годы была популярна идея самобытности страны на пути к социализму, выраженная в народничестве. Основы этого течения были сформулированы А.И. Герценом в середине XIX в., а затем развиты Н.Г. Чернышевским. В дальнейшем они легли в основу программы партии эсеров.

Первая русская марксистская организация – группа «Освобождение труда» – возникла в Женеве в 1983 г. Г.В. Плехановым и другими ее участниками был переведен ряд работ К. Маркса и Ф. Энгельса. И развернута критика идей народничества в собственных трудах. К середине 90-х гг. XIX в., во многом благодаря деятельности группы, марксизм стал популярен в России. Социал-демократические организации марксистского толка появились в Москве, Туле, Ростове-на-Дону и в других городах. Первый съезд их представителей, прошедший в 1898 г. в Минске, провозгласил создание политической партии, основанной на концепции К. Маркса. Сильные позиции в этой новой, Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), занимал В.И. Ульянов (Ленин). В России начала складываться теоретическая основа будущего марксизма-ленинизма.

Ленин выделил в концепции Маркса, как главные, идеи диктатуры пролетариата и пролетарской революции, и дополнил их концепцией создания партии революционеров-конспираторов. Исторический раскол РСДРП на большевиков и меньшевиков, не принявших нового подхода, стал началом марксистко-ленинской партии «нового типа».

Первая мировая война обострила противоречия в российском обществе. Все вместе: возникшее рабочее движение, нищета в деревне, стремление буржуазии к изменению государственного устройства – привело к широкому распространению революционных настроений. Пророческие слова «Песни о Буревестнике» М. Горького, написанной в 1901 г.: «Буря! Скоро грянет буря..» – в полной мере сбылись через шестнадцать лет. Революция 1917 г. положила начало созданию нового общества без частной собственности на средства производства, основанного на марксистских идеях.

В числе прочего, первые декреты советский власти устанавливали: 8-часовой рабочий день и 48-часовую рабочую неделю; 6-часовой день для несовершеннолетних; запрет на сверхурочные работы для женщин и всех лиц не достигнувших 18-летнего возраста; запрет на использование труда малолетних в возрасте до 14 лет; а также – отпуск и выплаты по беременности и родам.

Чуть позже практически те же самые нормы были установлены в первых шести конвенциях Международной организации труда, созданной после окончания Первой мировой войны и Русской революции. В ее первой конференции участвовало 40 государств. К тому времени представители Второго интернационала во многом отошли от революционных идей и в «преобразовании мира» большую роль стали играть профсоюзные организации.

Сегодня первые конвенции Международной организации труда обязательны к исполнению без ратификации, а в развитых странах 80-85% населения относит себя к «среднему классу». Почти повсеместной реальностью является 40-часовая рабочая неделя и ежегодный оплачиваемый отпуск. Медицинское и социальное страхование осуществляется в значительной степени за счет работодателей и государства. Существует доступная система среднего и специального образования, а использование принудительного и детского труда – немыслимо.

Между тем, конфликты в современном мире не ушли – они стали другими. Усилились различия между условиями жизни в западных странах и странах третьего мира. Европу захлебнули проблемы, связанные с миграцией и поликультурностью. Геополитические интересы мировых лидеров, поставленные во главу угла, оборачиваются жесточайшими гражданскими войнами и эскалацией национальных и религиозных конфликтов. При этом большую роль при принятии политических решений играют транснациональные компании.

Во второй половине XX в. произошли структурные сдвиги в экономике западных стран, которые привели к сокращению доли промышленности, в традиционном понимании этого слова. Наступила постиндустриальная эпоха. Основная часть населения занята в непроизводственной сфере. Преобладает офисный труд и занятость в сфере оказания услуг. Одной из форм капитала стал интеллект, и материальную основу современного общества формируют информационные технологии.

Мир, безусловно, стал другим.

Изменился ли он – сказать сложно. Тем более, – однозначно оценить в этом роль марксовой теории. Со временем марксизм стал частью современной жизни, повлияв прямо или косвенного на многие процессы. Теория Маркса, как любая универсальная концепция, оказала воздействие на развитие социальных наук, она же – став идеологией, или даже религией, ускоряла ход истории, давая многим революционерам основу для бесконечной и фанатичной веры в необходимость кардинальных преобразований.

Эта авторская позиция высказана на выставке в не ультимативной форме: словами известных людей, таких как Карл Раймунд Поппер, Эрих Фромм, Жак Аттали, Альбер Камю и др., а точнее – разностью их мнений, отображенной в подборке цитат. Основная задача создателей выставки заключалась в том, чтобы провоцировать у посетителей новые вопросы, а не давать им «готовые» ответы. Практика показала, что в зависимости от исходного настроя посетителя главный из них, заложенный в названии проекта, звучит по-разному: «Изменим ли мир?», «Изменился ли мир по Марксу?», «Актуален ли Маркс в этом другом мире?» и т.д. Но, что крайне важно для авторов выставки, что является для них признаком успешности их работы и предметом гордости, – в том или ином виде этот вопрос звучит всегда.

Нужно отметить отдельно, что все тонкости обращения со зрителем и выбранной темой могли остаться незамеченными, если бы не оригинальное пространственно-художественное решение. Так что фразу, предваряющую рассказ про проблемный подход, можно развернуть и иначе: на помощь научным сотрудникам и их концепции «пришел» художник и созданный им образ-инсталляция.

В завершительном разделе постоянной экспозиции (в переходе между последним и вводным залами) не нарушая бесценной архитектурно-художественной гармонии «Музея В.И. Ленина», был размещен главный символ теории К. Маркса и его вклада в развитие общественного прогресса – трехтомный «Капитал», поражающий своими размерами. Столь яркое и столь удачное художественное решение оказалось способным привлечь внимание практически любого посетителя, вне зависимости от наличия у него изначального интереса к тематике выставки. Вряд ли может вызвать споры то мнение, что в некоторых случаях просто крайне необходима такая образная подача сложного материала, разбивающая существующие стереотипы восприятия.

Символично пересекается с инсталляцией и центральный экспонат выставки – деревянный альбом-шкатулка, сделанный в виде тома «Капитала». Он украшенный портретами К. Маркса, В.И. Ленина и надписями на немецком языке готическим шрифтом. Одна из них гласит: «На память великому вождю и руководителю мировой пролетарской революции тов. В. Ленину от немецкого спартаковца. В. Торнер. Вятка. 1923».

К сожалению, мы не располагаем подробной информацией о В. Торнере. Согласно документам, альбом подарили семье Ульяновых в 1923 г. Племянник Ленина, Виктор, говорил, что немецкой делегации в Горках он не видел, а альбом был передан совместно с другими подарками из Вятки, которые привозили в большом количестве. Значительная их часть была сделана детьми. Дополнительное образование в Вятской губернии получило широкое развитие сразу после февральских событий 1917 г., и к 1923 г. практически во всех школах существовали ячейки зарождавшейся пионерской организации. С учетом того, что альбом был передан совместно с детскими подарками, вполне логичным выступает предположение, что деятельность Торнера была связана с пионерскими организациями Вятки. Дальнейшие его поиски необходимо продолжить в архивах Кировской области и соседних регионах.

Многое открывает то, что В. Торнер подписывается как «спартаковец», т.е. причисляет себя к немецкой марксистской организации «Союз Спартака». Эта группа была близка по политическим воззрениям большевикам, и во время ноябрьской революции 1918 г. в Германии выдвинула лозунг: «Вся власть советам!». Строки стихотворения «Der Tag kommt wieder..»  Карла Либкнехта, одного из ее лидеров, находятся на альбоме среди прочих надписей. Инициатором создания организации была не менее известная Роза Люксембург.

Быть может, лучше любых исторических изысков раскрывают содержание этого музейного предмета следующие слова А. Камю:

«Мы боремся за овладение вратами неба», — восклицал Либкнехт. В 1917 г. революционный мир почувствовал, что достиг этих врат. Сбывалось пророчество Розы Люксембург: «Завтра революция распрямится во весь рост и с наводящим ужас грохотом протрубит во все свои трубы: я была, я есть, я буду». Деятели спартаковского движения верили, что участвуют в окончательной революции, ибо, по мнению самого Маркса, она должны была начаться в России и продолжиться на Западе. После революции 1917 г. советская Германия и впрямь могла бы распахнуть небесные врата. Но восстание «Спартака» было подавлено <…> И тогда Либкнехт признал, что революция еще не созрела. «Времена для нее не пришли». Но добавил — и по этому добавлению мы можем судить, как поражение может воспламенить веру побежденного, доведя ее до религиозного экстаза: «Грохот экономического развала, чьи первые раскаты уже приближаются, разбудит павших рабочих, трупы погибших борцов встанут как по зову трубы Страшного суда и потребуют отчет у тех, кто навеки обречен проклятью». Но не дождавшись этого события, он сам и Роза Люксембург были убиты, а Германия подпала под иго рабства. Русская революция, выжившая вопреки собственной системе и все еще далекая от небесных врат, принялась в одиночку налаживать свой апокалипсис.»

Жаль, что не сохранился один очень важный элемент экспоната. Известно, что при передаче альбома семье Ульяновых, внутри него находился букет тряпичных роз…

Так, сказанную изначально и уже единожды развернутую фразу про взаимовыручку хранителей, художников и научных сотрудников, можно переменить вновь: на помощь смелым и неординарным пространственным решениям и проблемному подходу «пришел» и музейный предмет.

Выставочный проект «Изменить мир» не только открыл новое направление экспозиционно-выставочной работы Музея-заповедника «Горки Ленинские», но и показал, что такие темы могут быть интересными для самой широкой аудитории, и что главное в этом – совместная слаженная работа. Именно она является предметом наибольшей гордости авторского коллектива выставки.

***

Для одного из его участников, подготовка этого проекта стала первым шагом в сложной и очень интересной деятельности – проектировании музейных экспозиций. Поэтому, с разрешения редакции, ему бы очень хотелось сказать слова благодарности своим старшим и более профессиональным коллегам, поддержавшим его и научившим многому.

Во-первых, необходимо выразить признательность Тамаре Владимировне Шубиной, главному научному сотруднику Сектора «Музей-усадьба «Горки», своим личным примером влюбившей начинающего работника в такую замечательную профессию как «научный сотрудник музея».

Во-вторых, Сергею Владимировичу Чистову, главному художнику, – за прекрасное художественное оформление выставки, помощь и советы; Галине Сергеевне Есиной, главному хранителю, – за оказанное доверие и поддержку при работе и над этим проектом, и над другими.

В-третьих, самые важные слова благодарности нужно сказать соавтору и главному учителю – Борису Вячеславовичу Власову, заместителю директора по научной работе. Он помог разобраться не только в тонкостях теории К. Маркса и ее интерпретациях, но и в тонкостях несметного количества рабочих и личных ситуаций, а также – открыл многие, казалось бы, «заколоченные» двери.

Хочется завершить лирическое отступление символичным, романтичным, как и вся музейная деятельность, изречением: все эти люди показали молодому куратору Выставки-инсталляции «Изменить мир», что мир, все-таки, – изменить можно.

Список литературы:

1. Баранов Н. Марксизм и неомарксизм. Персональный сайт Николая Баранова. Электронный ресурс. URL: https://nicbar.ru/politology/study/kurs-politicheskie-ideologii/162-lektsiya-6-marksizm-i-neomarksiz....

2. Гайдар Е., Мау В. Марксизм: между научной теорий и «светской религией» // Вопросы экономики №5, 2004. С. 4-27.

3. Жуков Е.М. (гл. ред.) Всемирная история. Т. 6. М., 1959. 831 с.

4. Жуков Е.М. (гл. ред.) Советская историческая энциклопедия. М. 1973-1982. Электронный ресурс. URL: http://enc.biblioclub.ru/encyclopedia/123_Sovetskaya_istoricheskaya_enciklopediya.

5. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. 415 с.

6. Кондрашов П.Н. Какого же Маркса мы читаем? Часть 1 // Дискурс-Пи. №3, 2016. С. 37-47.

7. Кондрашов П.Н., Любутин К.Н. Анализ наиболее распространенных мифов о философии Маркса // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. Вып. 11, 2011. С. 80-97.

8. Кондрашов П.Н., Любутин К.Н. Значение философии Карла Маркса сегодня // Философия и общество, №3/2008. С. 5-19.

9. Ленин В.И. Письмо к рабочим Европы и Америки. Электронный ресурс. URL: https://leninism.su/works/76-tom-37/1419-pismo-k-rabochim-evropy-i-ameriki.html.

10. Маркс К., Фридрих Э. Манифест Коммунистической партии. Электронный ресурс. URL:  http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Manifesto/manifesto.html#pr1.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. М. 1955. Электронный ресурс. URL:  http://www.uaio.ru/marx/03.htm.

12. Наумова Г.А., Савинова Е.Н., Шубина Т.В. Музей и время. М., 2012. 225 с.

13. Помелов В.Б. Революционные преобразования в области просвещения в Вятской губернии в первые годы Советской власти // Историко-педагогический журнал №4, 2017. С. 84-107.

14. Поспелов П.Н. В.И. Ленин. Биография. М. 1972. Электронный ресурс. URL: https://leninism.su/biography/4331-vladimir-ilich-lenin-biografiya.html.

15. Рощин Б.Е. Первая международная конференция труда: основные результаты нормотворчества (к 95-летию создания Международной организации труда) // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, №4, 2014. С. 174-178.

16. Семенов Ю.И. Теория общественно-экономических формаций и всемирная история // Научно-просветительский журнал «Скепсис». Электронный ресурс. URL:  http://scepsis.net/library/id_177.html.

17. Соснина О.А., Ссорин-Чайков Н.В. Каталог выставки «Дары вождям». М., 2006. 328 с.

18. Хромов О.В., Добрина Е.К., Власов Б.В., Шубина Т.В., Наседкин Е.Н., Наумова Г.А., Зотова Т.А. и др. Концепция развития Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские» до 2025 года. Горки Ленинские, 2019. 143 с.

19. Энгельс Ф. Письма об историческом материализме 1890-1894. Электронный ресурс. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001014/st000.shtml.

<< Возврат к списку