5 ноября 2016 г. в 11:00 Выставка «Усадебный портрет»

E-mail Печать PDF

 

УСАДЕБНЫЙ ПОРТРЕТ

В Большом доме Музея-усадьбы «Горки» открылась художественная выставка «Усадебный портрет». На выставке представлены восемь полотен работы русских мастеров XVIII-XIX вв. Эти картины принадлежали последней владелице усадьбы Горки Зинаиде Григорьевне Морозовой-Рейнбот и украшали интерьеры ее роскошного усадебного дома.

В 1918 г. усадьба была национализирована и вскоре стала постоянной загородной резиденцией главы государства В.И. Ленина. Члены семьи Ульяновых бережно относились ко всему, что окружало их в Горках. Многих, приезжавших к ним, «удивляло, почему в доме в Горках вся обстановка, вплоть до портретов на стенах, оставалась такой же, как при прежних владельцах, Рейнботах».

В 1918 г. усадьбу посетил эмиссар Музейного отдела Наркомата просвещения. Обследовав усадьбу, он признал желательным вывоз из нее отдельных предметов, в частности портретов работы Лампи, И.К. Макарова, В.А. Серова и старинных гравюр с видами Санкт-Петербурга. В конце 1918 г. начинается вывоз художественных ценностей из усадьбы. Среди них гравюры и миниатюры французских и русских мастеров рубежа XVIII–XIX вв., портреты русских художников XIХ в., акварели и пастели. Художественные ценности усадьбы поступили в хранилища Национального музейного фонда, а затем были переданы в московские и провинциальные музеи. Вывоз около сорока предметов не нарушил целостность богатой и обширной коллекции, а, благодаря присутствию здесь Ленина, на нее больше никто не посягал.

Значительные утраты усадебного собрания пришлись на 1940-е гг., когда начались работы по подготовке к открытию Дома-музея В.И. Ленина в Горках. Парадокс заключался в том, что музей создавался как мемориальный, но не бытовой. Идеологическая направленность проводимой работы отрицательно сказалась на судьбе коллекции. Часть предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства были изъяты из экспозиции и с формулировкой  «не имеющие прямого отношения к Ленину, но имеющие художественно-историческое значение» переданы в другие музеи.

Восемь полотен, представленных на открывшейся выставки, были переданы на постоянное хранение в Государственный Исторический музей, а в 1956 г. картины ГИМ передал Звенигородскому  историко-архитектурному и художественному музею, где они и хранятся по настоящий день. Открытие выставки «Усадебный портрет» является знаковым событием в жизни музея. Размещенные в интерьерах Большого дома старинные портреты, наряду с сохранившимися в музее живописными полотнами и предметами декоративного характера, дают наиболее полное впечатление о значимости и ценности усадебного собрания, о быте дворянской усадьбы «во вкусе умной старины», о вкусах и пристрастиях ее владельцев.

Главный научный сотрудник

Тамара Шубина