Создание музея-заповедника

Слова В.И. Ленина о том, чтобы ничего в Горках для него не меняли, произнесенные им в далеком 1918 году, имели магическое значение для судьбы этого удивительного уголка Подмосковья. Целью восстановительных работ, которые развернулись здесь в 1980-е годы согласно решению Правительства РСФСР, было сохранение памяти о Ленине, полное воссоздание мемориальных ландшафтов и строений, которые окружали его в Горках. Эта цель была достигнута, а вместе с ней, неожиданным итогом этих работ стало воссоздание дореволюционного усадебного комплекса во всей его целостности. Посетители музея-заповедника получили возможность познакомиться не только с жизнью В.И. Ленина в Горках, но и с полностью сохранившейся среднепоместной дворянской усадьбой 19 - начала 20 веков, с не менее уникальной коллекцией мебели, произведениями искусства, а также со всем комплексом хозяйственных и иных построек дореволюционного времени.

Этот удивительный казус позволяет считать, что музей-заповедник "Горки Ленинские" сегодня является единственным среди музеев России, где в подлинном виде сохранидся усадебный комплекс в его целостном виде.

Создание музея-заповедника «Горки Ленинские»

В 1972 году, в ноябре, Советом Министров Российской Федерации было принято постановление № 689 «О создании Государственного исторического заповедника «Горки Ленинские» и его охранной зоны». Этим актом правительства была учреждена мемориальная территория в 350 га и охранная – в 9,5 тыс. га.

В ходе последующих работ по созданию заповедника, в его охранную зону вошли многочисленные места прогулок местных жителей, охотничьи угодья, ягодные поляны и грибные угодья, крестьянские избы в деревнях Горки и Брикошино. Здесь же находилась железнодорожная платформа «Герасимово», древний архитектурный ансамбль Крестовоздвиженского монастыря в селе Лукине, - одним словом, все то, что имело отношение к историческому прошлому этих мест и пребыванию В. И. Ленина в Горках.

В усадебном парке, где, начиная с 1947 г. шли научно обоснованные посадочные и охранительные работы, развернулись широкомасштабные реставрационные мероприятия. С созданием в 1974 г. лесопаркового хозяйства «Горки Ленинские» особое внимание стало уделяться благоустройству территории в условиях все возрастающих рекреационных нагрузок. На обширной охранной территории Заповедника в те годы были установлены памятные знаки, обозначающие реликтовые места и урочища.

К середине 1980-х гг. был создан единый природно-ландшафтный комплекс, существенно дополнивший историческую ценность архитектурного ансамбля в Горках. Благоустройство обширной природной зоны способствовало не только росту общественного интереса ко всей территории мемориала, но и позволило на долгие годы сохранить лесные угодья, расположенные поблизости.

Научно-реставрационные работы шли одновременно с повседневной просветительской и выставочной деятельностью заповедника, посетить который приезжали ежегодно до 400 тысяч человек не только из СССР, но и из 80 стран мира. Этот нескончаемый людской поток ставил под угрозу сохранность архитектурного ансамбля в Горках, поэтому вопрос о возведении нового современного здания приобретал повышенную актуальность.

В это время в Горках Ленинских" появились новые экскурсионные объекты. Особенно впечатляли восстановленные хозяйственные помещения "горкинской экономии", имения Горки З.Г. Морозовой-Рейнбот. Этот хозяйственный комплекс сегодня является памятником экономической новации российской предпринимательницы. Вблизи хозяйственных строений были реконструированы жилые дома для специалистов, работавших в садоводстве.



На въезде в Заповедник в 1980 г. была возведена монументальная бронзовая фигура В.И. Ленина (скульптор И.И. Бродский, архитектор Л.Н. Павлов). Выразительная и мощная скульптура, вместе с тем, проникнута большой человечностью и душевностью: охваченный думой, Ленин, будто шагает по полю, и свежий ветер раздувает полы его полураспахнутого пальто.

В 1987 г. было завершено строительство уникального здания Музея В.И. Ленина. Академик архитектуры Л.Н. Павлов, автор проекта, называл его: «Мой Парфенон». Здание возвышалось в окружении поэтических лесных пейзажей. Снаружи – абсолютно архаическая форма, отсылающая даже не к Греции и не к Риму, а к древним египетским храмам.

Пройдя сквозь колоннаду здания, посетитель оказывается перед низким входом в музей. Потолок вестибюля из темного металла еще больше прижимает пространство, давя своей зеркальной горизонталью. Черный мрамор ступеней главной лестницы, окантованных сталью, отражает свет сотен миньонов. Бронзированные светильники напоминают ритуальные факелы древних сакральных пещер.

Здесь все – из самых современных материалов, все мобильно. Витрины, альбомы, светильники – все это подвешено на скрытых за стенами рельсах, а в структуру подвесных потолков, обтянутых красным сукном, введена дифференцированная система освещения. Кроме того, это был первый в России «умный дом»: автоматическая система управления приводит в действие не только аудиовизуальные центры - она координирует применение в них световых, звуковых и цветовых эффектов.

В центре каждого зала – куб из почти черного стекла. Внутри него - шестиминутное зрелище, подчиненное электронике. Это практически интерьер компьютерной игры – где все максимально жизненно - но при этом очевидно нереально. Вовлеченный в этот виртуальный мир, зритель оказывается не пассивным наблюдателем, - он активно втягивается в этот «исторический театр».

Такого здания нигде больше нет, и уже никогда не будет. Вобрав в себя лучшие советские и зарубежные дизайнерские технологии конца 1980-х гг., экспозиционно-выставочное здание в Горках стало уникальным памятником ушедшей эпохе.

Все время, пока неустанно шли работы по созданию новых экспозиций и благоустройству охранной территории заповедника, Дом-музей В.И. Ленина в Горках ни на день не закрывал свои двери перед посетителями. Интерес к Горкам Ленинским в конце 1980-х гг. неуклонно возрастал. В 1990 г. поток посетителей составлял около 700 тысяч человек в год. Заповедник стал самостоятельным учреждением Управления Делами ЦК КПСС и значимым звеном идеологической системы. Однако сама система в этот момент уже находилась в неустойчивом положении и часто давала сбой, а в начале 1990-х гг. кризис власти и коммунистической идеи проявился во всей полноте.

События августа 1991 г. оказали шокирующее воздействие на все слои общества. Смена политических ориентиров и слом советских идеологических механизмов обусловили поиски новых идеалов и социальных ориентиров. В этих условиях ГИЗ «Горки Ленинские» переживал не лучшие времена. Сотрудники заповедника с достоинством перенесли новую «национализацию» музейной собственности как партийного достояния. 30 августа 1991 г. материальные ценности и хозяйственные помещения были опечатаны на основании указа Президента РСФСР «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии». Уникальный архитектурно-парковый ансамбль и ценнейшая коллекция усадьбы «Горки», между тем, были оставлены на произвол судьбы - без надлежащей охраны и государственного патронажа.

В этих условиях музейные сотрудники не только сохранили все объекты заповедника, но и приложили все силы, чтобы доказать новой власти бесспорную ценность Заповедника и находившихся в его границах исторических, архитектурных и природных памятников для Отечества. В 1992 г. заповедник был принят на баланс Министерства культуры Российской Федерации. Указом. Президента Российской Федерации за № 176 от 20 февраля 1995 г. ГИЗ «Горки Ленинские» был причислен к объектам исторического и культурного наследия федерального значения.

Последующие события повлекли за собой серьезные изменения в деятельности Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские». Свое развитие получили краеведение, издательское направление и выставочная деятельность. Перестройка внутреннего устройства музея-заповедника позволила ему расширить поле научной и просветительской работы.