Выставка «Гойя в Горках! Тавромахия»

 

В коллекции графики ГЦМСИР хранятся 8 альбомов с гравюрами Гойи. Они представляют собой четыре знаменитых серии офортов художника: «Капричос» (80 листов, 1797-98), «Бедствия войны» (80 листов, 1810-14), «Тавромахия» (40листов, 1815-16), «Пословицы» (18 листов, ок. 1816-23). В коллекции серия «Капричос» представлена в одном экземпляре, «Бедствия войны» и «Пословицы» - в двух, серия «Тавромахия» - трех экземплярах, один из которых издан в эксклюзивной тесненной кожаной папке с портретом Гойи.

Все представленные в коллекции офорты были изданы коллекционным тиражом Департаментом изящных искусств Министерства народного образования Испанской Республики в 1937 году. Печать производилась в Мадриде в Национальных калькографических мастерских на подлинных гравировальных досках и тисках, на оригинальной бумаге того времени. Поступили в Музей Революции в 1937 году из Профинтерна, от испанских рабочих организаций к 20-летию Октября.

Первая большая серия офортов «Капричос» раскрывает уродство моральных, политических и духовных основ испанского «старого порядка».

Своеобразным философско-историческим осмыслением судьбы народа в трагическую эпоху жизни Испании явились офорты "Бедствия войны", исполненные большей частью в период народно-освободительных войн против наполеоновского нашествия и первой испанской революции (1808-14). Последние листы серии создавались в обстановке реставрации Фердинанда VII и жестокой реакции.

Сложная система жутких гротескных образов предстает в серии офортов «Диспаратес» (издана под названием «Пословицы»).

Движение становится ритмичным лейтмотивом в серии офортов «Тавромахия». В этой серии Гойя запечатлел борьбу многих известных тореро своего времени — Педро Ромеро, Себальоса, Мартинчо, Рендона, Пахуелера, Фалькеса, Апи¬ньяни и других.


Гойя был номером один в списке опытных и уникальных художников-граверов собственного времени. В этом жанре он ориентировался на Дюрера и Рембрандта. Технически гравюры Гойи выделяются высокой сложностью. Основная масса из них относят к офортам, хотя по-настоящему дизайнер нередко применял при создании одной пластины незамедлительно некоторое количество технических способов. Особо ему нравилось хитросплетение гравюры с акватинтой, позволяющей сделать эффект растушевки.

После выходы в свет в Испании литографии, изобретенной в 1798 году, дизайнер резко смог изучить и эту технику. Офорты Гойи, в большинстве случаев, предполагают собой отдельные листы наибольших серий. 1 стала начатая в 1778 году серия копий с дел Веласкеса из королевской коллекции. За ней последовали еще 4 наибольших серии: «Капричос», 1797-98; «Бедствия войны» 1810-14; «Тавромахия», 1815-16; «Пословицы» (или «Причуды»), ок. 1816-23. Также, уже в последствии переезда во Францию Гойя сделал 4 офорта , объединенных темой поединка быков («Бордос-ские быки», 1824-25) При жизни офорты художника фактически не были известны. «Бедствия войны» и «Пословицы» как говорится первый раз опубликовали лишь в последствии его смерти. Основная масса уникальных медных пластин, выгравированных Гойей, сберегается в Королевской академии Сан-Фернандо в Мадриде.