04 марта - 17 марта 2017 Выставка «История Русской Православной церкви в XX веке»

 

Смотреть фильм к выставке

Революция 1917 г. и ее последствия для Русской Православной Церкви

26 октября 1917 года издан Декрет о земле. Один из первых декретов советской власти. Все  монастырские и церковные земли были  национализированы.

23 января 1918 года издан Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Декрет лишал религиозные организации права юридического лица и права собственности. В школах запрещалось преподавание религиозных вероучений. Декрет послужил основанием для начавшегося притеснения верующих, перешедшего затем в открытое гонение.

16 февраля 1919 годапостановление об организованном вскрытии мощей святых на территории России. Вскрытие мощей сопровождалось фото и киносъёмкой, в ряде случаев имело место грубое кощунство со стороны членов комиссий по вскрытию.  Мощи, как артефакты, затем помещались под стеклянные витрины различных музеев, как правило, музеев атеизма или местных краеведческих музеев. К осени 1920 г. было совершено 63 публичных осквернения мощей святых угодников Божиих.

23 февраля 1922 года издан Декрет об изъятии церковных ценностей. С изданием декрета началась  одна  из  крупнейших  акций  советской  власти  против Русской Православной Церкви. Предлогом для  кампании  стал  массовый  голод,  начавшийся  в  1921  г.  в  ряде  регионов, прежде всего в Среднем и Нижнем Поволжье. Несмотря  на  активную  деятельность Церкви по сбору средств для помощи голодающим, которая началась уже летом  1921  г.  благодаря  усилиям  Святейшего  Патриарха  Тихона  и  предполагала пожертвование церковных предметов, не имеющих богослужебного употребления, власти решили приступить к насильственному изъятию церковных ценностей, рассчитывая таким образом не только и не столько решить проблему ликвидации голода, сколько нанести сокрушительный удар по Церкви.

Поместный Собор 1917—1918 гг. и восстановление патриаршества

Поместный Собор начал свою работу в Московском епархиальном доме. Главной целью Собора было устроение церковной жизни на началах полнокровной соборности, причем в совершенно новых условиях, когда вслед за падением самодержавия распался прежний тесный союз Церкви и государства. Тематика соборных деяний носила по преимуществу церковно-устроительный канонический характер.

На Собор было избрано и назначено по должности 564 члена.

Главное событие в деяниях Собора - восстановление патриаршества.

Священномученик Иларион (Троицкий):

"Зовут Москву сердцем России. Но где же в Москве бьется русское сердце? На бирже? В торговых рядах? На Кузнецком мосту? Оно бьется, конечно, в Кремле... в Успенском соборе... Святотатственная рука нечестивого Петра свела первосвятителя Российского с его векового места в Успенском соборе. Поместный Собор Церкви Российской от Бога данной ему властью постановит снова Московского Патриарха на его законное, неотъемлемое место. И когда под звон московских колоколов пойдет Святейший Патриарх на свое историческое священное место в Успенском соборе, будет тогда великая радость на земле и на небе".

После четырех туров голосования Собор избрал кандидатами на Первосвятительский престол архиепископа Харьковского Антония, ар¬хиепископа Новгородского Арсения и митрополита Московского Тихо¬на - как говорили о них в народе: "самого умного, самого строгого и самого доброго из иерархов Русской Церкви..."

Избрание будущего патриарха состоялось 5 ноября (18 ноября по н. с.) в храме Христа Спасителя. По окончании Божественной литургии и молебного пения, священномученик Владимир, митрополит Киевский, вынес ковчежец с жребиями на амвон, благословил им народ и снял печати. Из алтаря вышел слепой старец схииеромонах Зосимовой пустыни Алексий. Помолившись, он вынул из ковчежца жребий и передал его митрополиту Владимиру, который прочитал громко: "Тихон, митрополит Московский - аксиос". Интронизация нового патриарха состоялась 21 ноября (4 декабря по н. с.) в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Кремля.

Поместный собор рассматривал также вопросы, относящиеся к епархиальному управлению, приходской жизни и устройству единоверческих приходов.

Гонения на Русскую Православную Церковь в XX веке

В 1917 году начался самый трагический период в истории Русской Православной Церкви. Борьба с религией стала частью политики пришедших к власти большевиков. Начались аресты и убийства священнослужителей.  31 октября 1917 года был расстрелян петербургский протоирей Иоанн Кочуров. Его смерть открыла трагический список Новомучеников и исповедников российских.  Десятки тысяч духовенства и монашествующих, сотни тысяч мирян стали жертвами жестоких гонений на Церковь. 25 января 1918 года был убит митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). Расстрелы и аресты духовенства приобрели массовый характер. Казни совершались с особой жестокостью: священнослужителей закапывали живьем, обливали на морозе холодной водой до полного обледенения, варили в кипятке, распинали, засекали до смерти плетьми, зарубали топором, многих пытали, многие были казнены вместе с семьями или на глазах у жены и детей. Церкви и монастыри подвергались разгрому и разграблению, иконы поруганию и сожжению.

Патриарх Тихон указывал в своем послании  властям на жестокость гонений: «Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем не повинных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределенной "контрреволюционности". Бесчеловечная казнь отягчается для православных лишением последнего предсмертного утешения – напутствия Св. Тайнами, а тела убитых не выдаются родственникам для христианского погребения». 26 октября 1918.

В 1922 году советской властью была организована кампания по изъятию церковных ценностей, когда по стране было проведено множество судебных процессов, часть которых окончилась приговором к расстрелу. В ходе этой кампании был приговорен к смертной казни митрополит Петроградский Вениамин (Казанский).

После смерти патриарха Тихона гонения на Церковь ужесточились. Многие архиереи и священнослужители находились в лагерях. Более 20 архиереев находились в заточении в Соловецком лагере особого назначения.

В 1931 году был взорван Храм Христа Спасителя. Продолжалось уничтожение икон и осквернение святынь. К 1939 году на территории всей страны оставалось лишь около 100 действующих храмов, ни одного монастыря, ни одного церковного учебного заведения.

Особое место в истории гонений занимает Бутовский полигон. Тысячи людей были расстреляны здесь в 30-е года по обвинению в шпионской, антисоветской и контрреволюционной деятельности. Осужденных ставили на край глубокого рва, стреляли из пистолета в упор в затылок, тела убитых сбрасывали в ров и при помощи бульдозера засыпали землей. Значительную часть расстрелянных составляли «церковники»: епископы, священники, монахи и монахини, миряне. В числе Бутовских Новомучеников 6 архиереев, более 300 священников, множество монахов и мирян.

В период Великой Отечественной Войны гонения на Церковь были временно прекращены, стали открываться храмы, монастыри, церковные  учебные заведения.

Новая волна гонений на Церковь началась в 1958 году. Она была инициирована Никитой Хрущевым. Первый секретарь ЦК КПСС пообещал к 1980 году показать по телевизору последнего попа. Возобновилось закрытие храмов и монастырей, была значительно усилена антирелигиозная пропаганда. Власти хотели с помощью СМИ дискредитировать Церковь в глазах народа. До конца 80-х гг. Церковь оставалась социальным изгоем. Невозможно было исповедовать христианство и открыто занимать сколько-нибудь значимое положение в обществе.

Архиерейский юбилейный Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся 13 – 16 августа 2000 года, единогласно принял решение прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских XХ в., поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. Число прославленных новомучеников и исповедников составило более 1200 человек. В результате соборной канонизации сонм русских святых по меньшей мере троекратно превзошел число русских святых, канонизированных ранее за всю историю Русской Церкви.

Новомученики Видновской земли

Священномученик Алексий  Шаров родился 5 февраля 1882 года (18 февраля по н.с.) в селе Ирининском (ныне Молоково) Подольского уезда Московской губернии.

В 1908 году рукоположен в диаконы, а затем в священники, и был назначен в Крестовоздвиженский храм села Воздвиженское (Дмитровский погост) Клинского района, где и прослужил всю свою жизнь.

Отец Алексей был осужден 8 февраля 1938 года тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. по статье 58-10  УК РСФСР (антисоветская агитация) и приговорен к расстрелу. Виновным себя не признал. Протоиерей Алексий Шаров был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Священномученик Василий Озерецковский родился 31 декабря 1885 года в селе Лобанове Московского уезда Московской губернии в семье священника Иоанна Озерецковского. В 1920 году Василий Иванович был рукоположен в сан диакона и в том же году в сан священника ко храму Смоленской иконы Божией Матери в село Рыжково неподалеку от Наро-Фоминска.В 1921 году он был переведен в храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в село Ирининское (ныне Молоково) Подольского уезда, где прослужил 12 лет.

5 октября 1937 года отец Василий был арестован и заключен в тюрьму в городе Кашире по обвинению «в распространении контрреволюционной клеветы о руководителях ВКП(б) и советской власти и в активной обработке колхозников в религиозном духе». 17 октября 1937 года Тройка УНКВД по Московской области приговорила отца Василия к расстрелу, во время следствия отец Василий содержался в тюрьме г.Каширы. Священник Василий Озерецковский был расстрелян 21 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. оба священника были канонизированы как священномученики.

Расстрел Царской семьи

Трагически сложилась судьба последнего русского императора Николая II и его семьи. Большевики держали царскую семью под арестом сначала в Тобольске, затем в Екатеринбурге. В ночь с 16 на 17 июля в подвале  Ипатьевского дома Екатеринбурга все члены царской семьи  были жестоко расстреляны. Кровавая расправа совершилась без суда и следствия. На Архиерейском Соборе 2000 г. члены царской семьи были прославлены как Царственные Страстотерпцы.

Вклад Русской Православной Церкви в победу

в Великой Отечественной Войне

С самого начала войны послания Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) призывали к борьбе с фашистскими захватчиками, вдохновляли народ и армию на подвиг, напоминали о патриотизме и религиозности наших прославленных предков, разъясняли антихристианский, античеловеческий характер нацистской идеологии. В течение войны архиереи и священники Русской Церкви многократно выступали с подобными обращениями и проповедями, в них нашла убедительное выражение патриотическая позиция Церкви.

Многие священнослужители не только словом, но и личным примером учили паству, как защищать Родину. Будущий Патриарх Пимен, тогда еще иеромонах, начал свой боевой путь заместителем командира роты и дослужился до звания майора. Архимандрит Алипий (Воронов), наместник Псково-Печерского монастыря в 1950–1960 гг., воевал четыре года, оборонял Москву, был ранен, получил государственные награды. Будущий митрополит Калининский и Кашинский Алексей (Коноплев) на фронте был пулеметчиком, был награжден медалью «За боевые заслуги».

В Русской Православной Церкви был организован сбор средств на нужды Красной армии, в помощь раненым бойцам и их семьям, на сооружение танковых колонн и авиа-эскадрилий. Сборы денежных пожертвований по приходам начались уже летом 1941 г. Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий 30 декабря 1942 г. обратился к верующим и духовенству с призывом собрать средства на сооружение танковой колонны имени Димитрия Донского. Православный народ собрал более 8 миллионов рублей, на них были выстроены 40 танков, которые митрополит Николай (Ярушевич) 7 марта 1944 г. передал Красной армии. Танки из колонны имени Димитрия Донского участвовали в освобождении Украины, Белоруссии, Молдавии, Польши, в составе 516-го танкового полка дошли до Берлина. Средства верующих шли на создание двух авиа-эскадрилий – имени Александра Невского и «За Родину».

В храмах служили специально составленный «Молебен в нашествии супостатов, певаемый в Русской Православной Церкви в Отечественную войну».

 

Из послания митрополита Сергия (Страгородского): «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину… Жалкие потомки врагов православного христиан¬ства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой… Но не первый раз приходится русскому народу выдержи¬вать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу… Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Гос¬подь нам дарует победу».

Русская Православная Церковь после гонений

Существенные изменения в жизни Русской Православной Церкви  с началом политики «гласности» и «перестройки» в 1985 году.  Впервые после многих десятилетий Церковь начала выходить из вынужденной изоляции, ее руководители стали появляться на общественных трибунах.

Празднование 1000-летия Крещения Руси, состоявшееся в 1988 году и задуманное изначально как узко-церковное мероприятие, вылилось во всенародное торжество, свидетельствовавшее о жизнеспособности Православной Церкви, не сломленной гонениями, о ее высоком авторитете в глазах народа. С этого юбилея началось второе массовое Крещение Руси, продолжающееся поныне.

Знаковым событием в жизни Церкви стало восстановление в 1995-2000 годах храма Христа Спасителя в Москве. Этот храм был построен в XIX веке в память о воинах, погибших в русско-французской войне 1812 года: строился он на народные пожертвования на протяжении 46 лет. После того как храм был взорван большевиками, на его месте предполагалось строительство гигантского Дворца советов со статуей Ленина наверху. Котлован для здания был вырыт, но здание так и не построили. В конце концов, котлован был залит водой, и на месте храма Христа Спасителя был построен плавательный бассейн «Москва». С конца 1980-х годов начались споры о восстановлении храма, на Архиерейском Соборе 1994 года решение о восстановлении было принято, и в январе 1995 года в основание храма был заложен камень. Спустя пять лет, в юбилейном 2000 году, храм был освящен.

В период между 1988 и 2004 годами возобновили действие более 600 монастырей, в том числе все крупные исторические центры русского монашества — Печерская лавра в Киеве, Донской и Новодевичий монастыри в Москве, Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге, Оптина пустынь, Валаамский, Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Дивеевский монастыри.

Значительной вехой на историческом пути Русской Православной Церкви стал Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года, по масштабу своих деяний сопоставимый с Поместным Собором 1917-1918 годов. Главным деянием Собора было причисление к лику святых всех Новомучеников и исповедников Российских, то есть всех, кто в XX столетии стал жертвами репрессий со стороны советской власти и отдал жизнь за веру.

17 мая 2007 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей митрополитом Лавром был подписан  Акт о восстановлении канонического  общения между двумя церквями. Таким образом, был окончательно преодолен раскол, длившийся более восьмидесяти лет.

Святейший патриарх Кирилл: «Сегодня я должен свидетельствовать, что в России происходит чудо возрождения веры. Мы не можем назвать иначе, чем чудом, то, что народ снова обретает веру православную в своих сердцах, что открываются тысячи храмов и сотни монастырей»

Впервые после многих столетий Церковь обрела право самостоятельно, без вмешательства со стороны светских властей, определять свое место в обществе, выстраивать свои отношения с государством. Впервые у Церкви появились широкие возможности для просветительской, миссионерской, социальной, благотворительной, издательской деятельности.

Возрождение святынь Подмосковья

Московская епархия – одна из наиболее сильно пострадавших в период гонений на Церковь в XX веке. К моменту вступления нынешнего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в управление Московской епархией в 1977 г. в ней не было ни одного монастыря и действовало всего 132 прихода.

С 1985 г. начала изменяться внутриполитическая ситуация в стране, и, как следствие, постепенно улучшались церковно-государственные отношения. В 1988 г. состоялось широкое празднование 1000-летия Крещения Руси, явившееся знамением возрождения церковной жизни. В этом году в Московской епархии открылось 6 церквей.

1989-й год становится годом возрождения монашеской жизни в епархии. 15 февраля начались регулярные богослужения в Свято-Троицком Ново-Голутвином женском монастыре Коломны, возвращенном Церкви в апреле 1989 г. В том же году в епархии открылось еще 27 церквей, в том числе Успенский кафедральный собор Коломны, закрытый и разграбленный в 1929 году.

В 1990 г. в Коломне с благословения владыки Ювеналия возобновило свою работу Московское епархиальное духовное училище, которое своей главной задачей поставило подготовку священников для Московской епархии. Поначалу училище было двухгодичным. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 февраля 1996 г. училище было преобразовано в семинарию.

Знамением возрождения духовной жизни стало открытие новых обителей.

На Пасху 1992 г. состоялась первая Литургия в Свято-Екатерининском мужском монастыре г. Видное. С 1931-года здесь, по приказу Сталина, находилась тюрьма для особо опасных и высокопоставленных врагов народа. В официальных документах это место называлось "Спецобъект №110",  в обиходе – Сухановка, по названию находящейся недалеко усадьбе Суханово. Внутри центрального храма вмц. Екатерины все было подвергнуто опустошению и  разрушению.

16 августа 1992 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил торжественное открытие Спасо-Бородинского женского монастыря.  После октябрьских событий 1917 г. положение Спасо-Бородинского монастыря год от года ухудшалось, хотя он продолжал действовать. Монахинь стали постепенно вытеснять из монастырских зданий. В официальных документах монастырь именовали «сельхозартелью».  В 1929 г. монастырь закрыли. Около 100 монахинь во главе с игуменьей Лидией (Сахаровой) были вынуждены навсегда покинуть монастырские стены. В зданиях закрытого монастыря в разное время размещались самые разнообразные организации, в том числе военный госпиталь, машинно-тракторная станция, школа, туристическая база, музей и др. В 1974 г. здесь был организован Военно-исторический музей-заповедник «Бородино».

В 1993 г. открылся Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь. Самые большие трудности в жизни монастыря начались после октябрьских событий 1917 г. Свято-Троицкий Белопесоцкий мужской монастырь закрыли в 1918 г., монастырские ценности были конфискованы, здания разорены, разграблены. Монахов вывели из монастыря и расстреляли у его восточной стены. В 1920-е гг. здание монастыря передали музею, но богослужения в монастыре совершались чудом оставшимся в живых иеромонахом Киприаном. Соборный храм действовал как приходской, но и он был закрыт в 1933 г. В закрытых храмах упраздненного новой властью монастыря разместились светские объекты. В соборном храме во имя Живоначальной Троицы открыли клуб, в Иоанно-Предтеченском храме разместили стекольную фабрику. В середине 1930-х гг. в келейных корпусах были устроены общежития для рабочих, а затем заключенных, строивших мост через р. Оку. Одно время в монастыре находился пионерский лагерь. Осенью 1941 г. монастырь оказался в прифронтовой полосе. В нем были расквартированы части 1-го гвардейского корпуса генерала П.А. Белова. Поблизости размещался дивизион первых «катюш».  В день рождения монастыря по летописи — 16 ноября по старому стилю и 29 ноября по новому стилю — было остановлено наступление немецких танковых частей, разбитых именно здесь и отброшенных от Москвы.  В послевоенные годы часть обветшавших монастырских зданий использовалась как складские помещения, а другая часть пустовала и постепенно разрушалась. С 1962 г. на территории монастыря размещалась автоколонна. К середине 1970-х гг. в бывшем монастыре царили полная разруха и запустение.

В 1994 г. Церкви был передан Старо-Голутвин монастырь. В 1929 году в  Старо-Голутвин монастырь явились представители органов ОГПУ, монастырские строения были отобраны, ценности монастыря — изъяты. Арестовали всех монахов, около 50 человек. Ночью их вывезли куда-то на нескольких машинах, дальнейшая судьба насельников обители неизвестна. После закрытия в монастырских помещениях находились артиллерийские склады, затем общежитие рабочих Коломзавода, в годы войны — мотострелковый полк. Монастырь превращался в руины.

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий:

«Минувшие годы стали периодом бурного возрождения церковной жизни в Московской епархии. Подмосковная земля, издревле богатая святынями, в годы безбожия была обращена в край церковных руин. Однако действительность показала, что, несмотря на гонения, в сердцах народных хранилась вера Православная. Свидетельством тому стало быстрое восстановление многих церквей и святых обителей. Сегодня мы видим многие храмы в таком благолепии, которого многие из них не знали до своего закрытия. И в этом проявляется истинность покаяния тех, кто своим участием в реставрации, будь то финансовое содействие или личный физический труд, стремился искупить грех богоборчества, совершенный их дедами и отцами».

Всего на сегодняшний день в Московской епархии 1840 храмов и 271 часовня, из которых 722 храма и 55 часовен восстановлены из руин, а 480 храмов и 172 часовни – новопостроенные. 147 храмов и 12 часовен находятся в стадии строительства.

В декабре 2014 г. был создан Благотворительный фонд Московской епархии по восстановлению порушенных святынь. Теперь каждый желающий может внести свою посильную помощь в дело возрождения храмов и монастырей. В настоящее в неотложном восстановлении и реставрации нуждаются 253 храма.