Горки. История усадьбы и судьба ее коллекции.

E-mail Печать PDF

 

Шубина Тамара Владимировна, главный научный сотрудник Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские»

Подмосковная усадьба Горки, входящая в состав Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские», долгое время в сознании современников связывалась с именем В.И. Ленина, где глава советского правительства провел последние годы жизни. Однако возросший в последние годы общественный и научный интерес к русской усадебной культуре привлекает в этот чудесный уголок Подмосковья все больше людей, для которых Горки – тот сохранившийся островок былой России, где еще можно окунуться в атмосферу старой усадебной жизни.

Время пощадило эту прекрасную усадьбу, судьба ее оказалось более счастливой, чем участь большинства русских загородных поместий. Горки избежали разрушения и варварского расхищения художественных ценностей, их архитектурный облик не был искажен поздними перестройками, а старинный усадебный парк практически не пострадал от стихийных вырубок. До наших дней здесь сохранился не только архитектурно-парковый ансамбль, но и большая часть усадебной коллекции, что в наше время можно считать большой редкостью.
Уникальность архитектурно-паркового ансамбля Горок и усадебной коллекции подтверждена многими историками и искусствоведами, включившими Горки в свои исследования по русской усадебной культуре. Как справедливо отмечено О. Струговой, «много ли найдется в России усадеб, сохранивших достоверную предметную среду, окружавшую их хозяев? На память приходят лишь Кусково, Останкино, Мураново, Абрамцево, Ясная Поляна… Пронесшиеся над Россией революционные бури смели те остатки усадебной жизни XVII – XIX веков, которые еще чудом сохранялись к началу XX века. Существующие в наши дни мемориальные музеи-усадьбы чаще всего являются реконструкциями, а их обстановка – это восстановленные типологические интерьеры своего времени. Однако Горки оказались в особой исторической ситуации, благодаря чему драгоценные свидетели старого усадебного быта дошли до наших дней. Законсервированные почти на столетие, они бесценны своей причастностью к данному месту и связанным с этим ощущением подлинности»1. 
Горки – одна из старейших усадеб Подмосковья, первые сведения о которой относятся к середине XVI в. Переходя на протяжении столетий от одного владельца к другому, она пережила за свою долгую и богатую событиями историю и периоды взлета, когда строились усадебные постройки и разбивались парки, и времена относительного благополучия, и пору запустения, когда ветшали и разрушались здания, зарастал парк, а усадебная территория продавалась под дачные застройки. Шло время, менялись хозяева в старой усадьбе, но не суждено ей было погибнуть или окончательно заглохнуть. 
Наиболее яркая страница в дореволюционной истории усадьбы связана с именем З.Г. Морозовой-Рейнбот, последней хозяйки Горок. Зинаида Григорьевна, вдова известного русского предпринимателя и мецената С. Т. Морозова, приобрела Горки в 1909 г.
Честолюбивая  и богатая хозяйка, всегда мечтавшая жить в старой дворянской усадьбе,  она произвела реконструкцию главных усадебных построек, создала рентабельное хозяйство, оборудованное по последнему слову техники, построила новые оранжереи и теплицы, водонапорную башню и электростанцию, снабжавших все имение водой и электричеством. Центральный ансамбль усадьбы был перестроен по проекту известного архитектора Ф. О. Шехтеля (вместе с Шехтелем в Горках работал Ф. Н. Кольбе).
В результате реконструкции изменился не только внешний облик зданий, но и убранство интерьеров, все элементы которого, одновременно с архитектурой дома, составили единый в стилевом отношении образ. Современный комфорт сочетался здесь с атмосферой старинной дворянской усадьбы.
Горки не постигла печальная участь большинства поместий, которые после октябрьских событий были разграблены или разрушены. Морозовой-Рейнбот удалось организовать охрану усадебного хозяйства и не допустить разгрома. Большую роль в сохранности Горок сыграла и Охранная грамота на усадьбу: Зинаида Григорьевна добилась приезда в Горки в апреле 1918 г. Комиссии по охране памятников искусства и старины, которая, обследовав  усадьбу, постановила, что «дом с художественно-исторической обстановкой в нем, как национальное достояние, находится под охраной Комиссии»2.
Весной 1918 г. Горки были национализированы. Большой дом и Северный флигель с находившимся в них имуществом опечатываются, а на базе усадебного хозяйства организован совхоз. З.Г. Морозова-Рейнбот вынуждена покинуть усадьбу, однако не теряет связи с ней, постоянно бывает в Горках и надеется получить разрешение на аренду хозяйства. Это позволило бы ей проживать в усадьбе и влиять на ее дальнейшую судьбу. Но вскоре бывшей хозяйке, под угрозой ареста, запрещено появляться в имении. Она уезжает в Москву и больше никогда не вернется в Горки.
Дальнейшую судьбу усадьбы определил приезд в Горки В.И. Ленина: именно этот приезд, а в дальнейшем Горки становятся постоянным местом отдыха и лечения главы государства, спас усадьбу от забвения, а коллекцию от разорения. Несмотря на утраты этого периода, связанные, в основном, с вывозом из усадьбы художественных ценностей Музейным отделом Наркомпроса, большая часть имущества осталась в усадьбе и на нее, благодаря присутствию в Горках семьи Ульяновых, никто больше не посягал.
После смерти Ленина решено принять меры к сохранности  Горок и открытию здесь ленинского музея. Однако, в силу разных причин, Постановление о создании Дома-музея В.И. Ленина принято только в 1938 г.
Именно на этот период, период создания в Горках ленинского музея, приходятся наибольшие утраты усадебного собрания. Первоначальный проект экспозиции музея, который предусматривал восстановление интерьеров в том виде, как при жизни здесь В. И. Ленина, не получил одобрение ЦК ВКП(б). Решено оставить мемориальными только три комната в Большом доме усадьбы, а в остальных – разместить документальную экспозицию, посвященную жизни и деятельности В.И. Ленина в Горках. В результате многие предметы мебели, декоративно-прикладного искусства, живопись, а также личные вещи семьи Морозовых были переданы Государственному Историческому музею, часть посуды и несколько фарфоровых ваз – в Хозотдел Управления делами ЦК ВКП/б/, около 50 предметов мебели, посуды и фарфоровых изделий - семье Д.И.Ульянова для новой дачи в Кунцево, остальные – пополнили фонды Центрального музея В.И.Ленина.
Оставшаяся часть собрания была сохранена, отреставрирована и, частично, вошла в экспозицию музея, развернутую в Большом доме усадьбы. Экспозиция, главное содержание которой представляли «документы и материалы, характеризующие В.И.Ленина, как основателя и руководителя первого в мире социалистического государства, вождя партии большевиков, великое содружество В. И. Ленина и И.В. Сталина»3, занимала восемь комнат из одиннадцати. И только в столовой, кабинете и комнате Ленина была восстановлена прежняя обстановка. Стенды с ксерокопиями документов о жизни и деятельности В.И.Ленина, несколько картин, светильников и мебель, большая часть которой была покрыта чехлами, - такой была экспозиция Дома-музея В.И.Ленина в Горках, открывшего, наконец, свои двери для посетителей в феврале 1949 г. Казалось, что трудные времена для усадьбы и ее коллекции остались позади.
Однако, в марте 1953 г. музей был закрыт, а его помещения переданы Министерству просвещения РСФСР для размещения здесь детского дома им. В.И. Ленина. Из Горок вывезли основную часть музейной коллекции: в Центральный музей В.И.Ленина передано 798 экспонатов, в Хозотдел Управления делами ЦК КПСС – 144, в детский дом – 176 предметов. К счастью, эта странная, почти детективная история имела скорый конец. В сентябре 1953 г. музей открыт вновь, а его имущество, правда, с небольшими утратами,  возвращено.
В 1970-80 гг. сотрудники научного отдела и отдела фондов провели большую работу по поиску документов и материалов, проясняющих судьбу вывезенных из усадьбы вещей, и их возвращению. Более 100 предметов, среди которых несколько акварелей и художественных полотен, в том числе и портреты С. Т. Морозова, изделия из фарфора, посуда и часть личных вещей семьи Моровых, были возвращены Горкам Государственным Историческим музеем. Из Государственного музея изобразительных искусств Узбекистана поступило четыре мраморных скульптуры, а из санатория ЦК КПСС "Марьино» - вазы и пять мраморных скульптур, переданных санаторию, наряду с другими горкинскими предметами,  в 1950-е гг. Хозотделом Управления делами ЦК КПСС. Несколько предметов мебели и картину «Пионы», написанную дочерью З.Г.Морозовой Марией,  вернула О. Д. Ульянова. Более 20 предметов поступило из фондов Центрального музея В.И.Ленина.
В настоящее время коллекция Музея-усадьбы «Горки» насчитывает более шести тысяч уникальных предметов мебели, живописи, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства, которые, отражая черты жизни далекого прошлого, делают это прошлое для нас доступным и осязаемым.
Усадебное собрание предметов декоративно-прикладного искусства и живописи, как уже было отмечено ранее, наиболее пострадало, но и сейчас оно представляет несомненный интерес. Картины И. Левитана, А. Борисова, Д. Мартена, Е. Гославского, П. Петровичева, В. Бялыницкого-Бируля, С. Виноградова, акварели и чудесные гобеленовые вышивки по-прежнему украшают интерьеры усадьбы в Горках. Реставрация нескольких работ, проведенная в 1970-е годы, открыла новое имя в нашей коллекции. Промывая потемневший холст, на котором изображена девушка с розой, реставраторы обнаружили имя художника – А. Лобов. Картина, написанная в 1852 г., представляет, по-видимому,  копию с работы французского художника. Несколько портретов, выполненных неизвестными русскими художниками ХIХ в., а также полотна западноевропейских мастеров ХVII – начала ХХ века, еще требуют дальнейшей работы по атрибуции.
З.Г. Морозова, большая любительница фарфора и обладательница  прекрасной коллекции, украшавшей в свое время ее особняк на Спиридоновке, не мыслила и усадьбу в Горках без фарфоровых столиков, зеркал, ваз и обилия статуэток. Несмотря на то, что большей части этих предметов усадьба лишилась, здесь и сейчас хранятся изделия севрского,  мейсенского  и английского фарфора,  а также вазы, посуда и мелкая пластика, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе, заводах Гарднера, Попова, Товарищества М.С. Кузнецова, в мастерских Абрамцево и пр. Для цветов, разводимых в местной оранжереи, и в изобилии стоящих на подоконниках, столах и столиках, подзеркальниках и в жардиньерках, хозяйкой было приобретено множество керамических и майоликовых кашпо. Такого рода гончарные изделий выпускались в свое время российскими предприятиями в большом количестве, но они почти не сохранились до наших дней. Эти предметы, сохранившиеся в Горках,  открывают еще одну страницу в истории отечественной керамики. В настоящее время научными сотрудниками  проводится работа по атрибуции той части предметов, дата и место производства которых, ввиду отсутствия маркировки или ее нечеткости, неизвестны. В их числе несколько старинных ваз с чудесной росписью, посуда, мелкая пластика. Надеемся, что на этом пути нас ждут приятные открытия.
Большое внимание, обустраивая свою усадьбу, Морозова уделила подбору осветительных приборов. Об этом собрании, которое практически не пострадало, стоит сказать отдельно. Как справедливо было отмечено в свое время А. Гречем, «люстры – последнее, что расхищается, не легко снять их и трудно увозить»4. Не обнаружено данных о вывозе их и из Горок. Нарядные бронзовые и с богатым хрустальным убором  люстры  и бра в стиле ампир, фонари и  светильники, настольные и напольные лампы, для изготовления которых часто использовались фарфоровые вазы, стеклянные и бронзовые подсвечники, - все это в большом количестве представлено в интерьерах усадьбы. В основном, это уникальные образцы  петербургских и московских бронзоволитейных мастерских первой половины ХIХ в. Эти предметы русского ампира сочетаются в интерьерах усадьбы с прекрасными образцами французской ампирной бронзы. Среди светильников выделяются несколько, изготовленных в начале ХХ в. в стиле модерн и неоклассики специально для Горок. Предположительно, автором проекта этих осветительных приборов является Ф.О. Шехтель. Стоит отметить, в первую очередь, люстры в ванной комнате и коридоре, а также  люстру на восточном балконе Большого дома, выполненную из стальной посеребренной проволоки. Ни одной прямой аналогии для этой почти кружевной проволочной конструкции подыскать не удалось. Эта декоративная ажурная люстра чудесно смотрится на просвет на фоне парка и неба.
Наиболее полной до наших дней дошла коллекция усадебной мебели. Представленная образцами русских и зарубежных мастеров, коллекция, хронологические рамки которой охватывают период с конца ХVIII в. по первое десятилетие ХХ в., отражает не только историю  мебельного искусства, но многое говорит о владельцах усадьбы, о старой дворянской и купеческой жизни с ее вкусами и интересами.
Предметов мебели ХVIII в. немного, но это наиболее значимые  образцы усадебного собрания. Среди них – несколько предметов наборного дерева: ломберный стол красного дерева со вставками в форме медальонов видов Флоренции, в изготовлении которых использовалось несколько пород деревьев (груша, яблоня, орех и мореное дерево), и столик-бобик, столешница которого украшена растительным орнаментом из ореха и граба. В искусстве наборного дерева русские крепостные мастера, бравшие за образцы привозимые из-за заграницы отдельные предметы прекрасной французской или немецкой мебели, достигли высочайшего уровня. Подобная мебель, распространившаяся затем по всей России, вошла в золотой фонд русского мебельного искусства. К предметам этого периода относится и комплект мебели, состоящий из трех простеночных зеркал с консольными столиками, тумбы и нескольких банкеток. Весь комплект окрашен  в белый цвет и богато декорирован тонированной под бронзу деревянной резьбой. Зеркала в верхней части украшены живописными полотнами, выполненными, вероятно, крепостными мастерами. Предметами этого гарнитура, дополненного диваном и креслами, изготовленными по образцу дворцовой мебели круга Росси, был в свое время обставлен будуар хозяйки. Комната, потолок и стены которой украшают расписные  плафон и фриз в стиле модерн, являлась одной из самых красивых в усадьбе.
Мебель периода расцвета русского усадебного искусства первой половины ХIХ в. представлена в Горках достаточно широко. Простеночные зеркала, диваны и кушетки, бюро и секретеры, преддиванные, ломберные и туалетные столы, кресла и стулья, являвшиеся непременным атрибутом убранства русской усадьбы, представлены здесь во всем многообразии. В основном, это мебель красного дерева. Но в интерьерах усадьбы можно увидеть и предметы, изготовленные из древесных пород светлого цвета (карельской  и волнистой березы, тополя), которые, ввиду дороговизны привозимого из-за заграницы красного дерева, получили в этот период в России широкое распространение.  Наибольший интерес представляют кровать и туалетный стол на резных фигурных ножках, выполненные усадебными мастерами из тополя и декорированные травленым орехом.
Среди типичных для большинства русских усадеб предметов мебели в интерьерах Горок обращают на себя внимание прекрасные дворцовые образцы, изготовленные безусловно на заказ, т.е. имеющие единичный характер, и призванные подчеркнуть высокий личный и общественный статус их владельца.  Таковы диван и преддиванный стол к нему с позолоченными скульптурными фигурами лебедей. Резные деревянные фигуры служат подлокотниками у дивана и тумбой у стола. Предметы, украшавшие большую гостиную в главном доме усадьбы, выполнены из красного дерева в стиле ампир. Стиль, который пришел в Россию из Франции в начале XIX в., приобрел на новой почве свои особенности: бронзовые детали в русской мебели заменялись золоченой под бронзу деревянной резьбой.
Особый интерес в усадебном собрании представляют предметы мебели, выполненные в стиле неоклассицизма. Неоклассика, особенно в декоративно-прикладном искусстве, вошла в моду в России в начале ХХ в. и получила широкое распространение. Однако мебели этого художественного направления в силу разных причин в музейных собраниях страны сохранилось крайне мало. Наличие целого комплекса неоклассической мебели в Горках является одним из основных достоинств усадебной коллекции. К числу подобной мебели относятся три гарнитура: гостиный гарнитур из волнистой березы, украшенный тонированным под бронзу резным орнаментом, столовый из карельской березы с интарсией черным деревом и комплект мебели карельской березы с черным декором, предметами которого обставлен парадный вестибюль главного дома усадьбы.  Что касается последнего набора мебели, то он, как и многие предметы декоративно-прикладного характера, находящиеся в усадьбе, был изготовлен специально для интерьеров Горок. Свидетельством тому служит тот факт, что отправной точкой для его создания послужил сохранившийся в усадьбе старый книжный шкаф карельской березы с черным декором в технике маркетри и вставками «эгломизе», изготовленный в  начале Х1Х в.  в Западной Европе. Рисунок на шкафе имеет явные аналогии с декором двух диванов рассматриваемого гарнитура.
Усадебное собрание Горок долгое время было практически неизвестно. Издание в 2005 г. каталога «Музей-усадьба «Горки» и его коллекция» сделало достоянием специалистов и всех любителей прекрасного эти уникальные по сохранности художественные коллекции, особая ценность которых состоит в том, что они являются неотъемлемой частью сохранившегося усадебного комплекса. Огромную помощь в атрибуции и подготовке к изданию каталога усадебных предметов оказали сотрудники Государственного Исторического музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII в.», Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Работа по поиску утраченного, сбору данных об истории усадьбы и ее владельцах, а также совершенствованию усадебной  экспозиции является в настоящее время, наряду с ленинской тематикой,  приоритетной для сотрудников Заповедника. Ведь уникальность Горок состоит в том, что это один из немногих сохранившихся архитектурно-парковых ансамблей, который до наших дней  сохранил не только все основные элементы планировки и застройки, свой старинный парк, но и большую часть своей предметной среды. Пережив все трудные времена в истории страны усадьба Горки не только сохранилась, но и стала одним из интереснейших музейных памятников русской усадебной культуры.
1 Музей-усадьба «Горки» и его коллекция. М., 2005. С.19.
2 ЦГАМО. Ф.4997. Оп.1. Д.137. Л.47.
3 Фонды ГИЗ «Горки Ленинские». Папка № 52. Д. НВ-12835/60.
4 Греч А.Н. Убранство Остафьевского дома // Журнал «Среди коллекционеров». № 7-8.