«Вспомним, братцы, россов славу!…»

E-mail Печать PDF

24-25 октября 2012 года в Государственном историческом музее-заповеднике «Горки Ленинские» прошла научно-практическая конференция, посвящённая Отечественной войне 1812 г. Представляем статьи наших сотрудников из сборника статей участников конференции(Музейный сборник №16). В центре внимания авторов – различные аспекты Отечественной войны 1812 г.

Шубина Т.В., главный научный сотрудник сектора «Музей-усадьба Горки»

«Вспомним, братцы, россов славу!…»

Столетний юбилей победы русского народа в Отечественной войне 1812 г., который на высоком государственном уровне широко отмечался по всей стране, явился одним из самых значимых событий в культурной жизни России начала ХХ в. Помимо организации масштабных торжеств, приуроченных к юбилею Бородинской битвы 25-26 августа 1912 г. с последующим продолжением в Москве 27-30 августа, работа велась и в других направлениях. В рамках юбилейных мероприятий были сооружены 36 монумента на Бородинском поле, возведен Бородинский мост в Москве, художником Ф.А. Рубо написана панорама «Бородинская битва», открыты памятники в Смоленске, Малоярославце, Полоцке, учреждены юбилейная наградная медаль и специальный «бородинский» рубль. Проходившие по всей стране многочисленные молебствия, крестные ходы, парады и смотры войск должны были, с одной стороны, напомнить о великом подвиге русского народа, с другой – укрепить авторитет самодержавия. Достижения прошлых лет, на которые в правлении императора Николая II делался особый упор, становились наглядным примером того, как следует поступать в будущем.

Огромное внимание организаторами юбилейных торжеств было уделено массовому выпуску патриотической и научной литературы по теме Отечественной войны 1812 г. для всех слоев русского общества. Из общего фонда выделенных на празднования средств (500 тыс. рублей из государственного казначейства) около 90 тыс. приходилось на издательскую деятельность. В публикаторской деятельности принимали участие и частные издательства, и различные исторические и военные общества.

Работы популяризаторского характера были разнообразны и представляли собой небольшие рассказы, в доступной форме излагавшие основные события героических лет. Издавались они для народа, для учащихся начальных и средних учебных заведений, а также для распространения в войсковых частях. Эпоха 1812 г. называлась блестящей страницей в истории Российского государства в трех отношениях: политическом (мировой авторитет), военном (славные подвиги и победы) и национальном (участие в войне всего русского народа). Лейтмотивом в этих работах звучало понимание того, что для Царя и Отечества, и ради победы над врагом нельзя жалеть ничего.

Осмысление темы происходило и на ином уровне. Стали появляться исторические работы, затрагивающие различные аспекты, связанные с войной 1812 г.: задавался общий контекст александровской эпохи, происходил поиск предпосылок военного противостояния и оценка событий в исторической перспективе, подробно описывались отдельные сражения и военные операции, освещалась история полков с выявлением их участия в войне, был подготовлен поэтапный календарь боевых действий, началась работа по подготовке общих справочных изданий и энциклопедий по военному делу.

Постепенно расширялась и сюжетная тематика. Несмотря на то, что акцент по-прежнему делался на персоналиях (Александр I, Наполеон, Кутузов), теперь на исторической сцене присутствовали и остальные участники сражений, благодаря которым стала возможна победа.

Особое внимание было сосредоточено на публикации источников, относящихся к войне 1812 г.: во-первых – это документы, акты, журналы военных действий, во-вторых – дневниковые записи, переписка, воспоминания и мемуары участников и очевидцев событий. Таким образом, столетний юбилей, широко празднуемый в 1912 г., стал стимулирующим фактором для появления большого комплекса новой литературы и активизации публикаторской деятельности. Начала складываться национальная библиография.

В юбилейных торжествах, посвященных столетнему юбилею Отечественной войны 1812 г., несомненно, принимали участие и последние владельцы усадьбы Горки – Зинаида Григорьевна и Анатолий Анатольевич Рейнбот, кадровый военный, бывший градоначальник Москвы, генерал-майор Свиты Его Императорского Величества. Об этом свидетельствует большое количество книг, журналов и иллюстративных альбомов, издававшихся к юбилейным торжествам, и сохранившихся в их библиотеке в Музее-усадьбе «Горки». Среди них – великолепное издание «За Веру, Царя и Отечество. Отечественная война 1812 г. въ картинкахъ», выпущенное в Париже издательством И.С. Лапина. Книга представляет собой краткий   иллюстрированный обзор военных действий с картами-схемами и собрание репродукций с известных картин русских и зарубежных художников, посвященных событиям славных и героических лет.

В своей работе автор и составитель руководствовались одним «задушевным желанием»: дать русскому человеку краткое и наглядное пособие, которое предоставило бы ему возможность оглянуться на сто лет назад, вспомнить, продумать и прочувствовать великие события 1812 года. В предисловии книги говориться: «Россия в 1812 г. окончательной своей победой более всего обязана высокому душевному настроению царя и его народа. И потомкам героев 1812 г. не иначе как сердцем понять великие события этого года. Пусть это художественное издание и говорит сердцу русского человека».

Значительная часть картин и портретов в собрании художественных иллюстраций в книге принадлежит кисти русского баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842-1904) и немецкого художника Петера фон Гесса (1792-1871).

Баварский придворный живописец, участник походов против французской армии 1813-1814 гг., создал свои первые художественные работы, посвященные войне с Наполеоном, сразу после ее окончания. В альбоме акварелей «Хроники боев» он беспристрастно отобразил как победы, так и поражения французской армии. В 1839 г. Петер фон Гесс получил приглашение от русского императора Николая I посетить Россию с целью написания цикла картин «Важнейшие сражения 1812 года» для дальнейшего размещения их в Зимнем дворце. Приехав в Россию, Гесс провел большую подготовительную работу: совершил поездку по местам сражений, ознакомился с портретами и судьбами героев войны, изучил факты боевых действий и формы одежды войск 1812 г., был свидетелем юбилейных торжеств 1839 г. на Бородинском поле. Около двадцати лет потребовалось художнику на написание двенадцати полотен, из которых особо удачными признаются «Сражение на Ватутиной горе» и «Сражение под Смоленском». В настоящее время десять картин, из подготовленного Петером фон Гессом цикла, выставлены в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга.

Серия картин известного русского художника Василия Верещагина, посвященная Отечественной войне 1812 г., была начата еще в Париже в 1887 г., продолжена в Москве, и до конца дней она оставалась главным делом его жизни. В поисках впечатлений и сюжетов для своих картин художник обычно много путешествовал по России, странам Европы, Азии, Америки, он участвовал в военных действиях в Туркестане (1867-1870 гг.) и находился в действующей армии во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. К работе над серией картин о событиях Отечественной войны 1812 г. Верещагин подходит также основательно. Здесь он предстает не только как баталист, но и как историк, и психолог. Художник подробно изучал историю войны, уделяя особое внимание военно-историческим и бытовым реалиям, и, как итог исследовательской работы, –  написал книгу «1812 год».  Все это привело к существенному изменению первоначального замысла серии: из цикла картин о Наполеоне и его русском походе она обращается в национальную историческую эпопею. Всего художником были написаны двадцать картин, в которых автор стремился показать великий дух русского народа, а также «свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесен» («Наполеон на Бородинских высотах», «Ночной привал «Великой армии», «Сквозь пожар», «Сожжение знамен «Большой армии», «На этапе. Дурные вести из Франции» и др.).

Многим картинам суждена была впоследствии широкая популярность. В конечном счете, именно верещагинские полотна формировала и формируют представление широкого зрителя об этой славной эпохе в русской истории.

Серия картин В. Верещагина, посвященная событиям Отечественной войны 1812 г., осталась незавершенной. Многим замыслам художника не суждено было осуществиться. С началом русско-японской войны 1904-1905 гг. он отправился на Дальний Восток, где ему пришлось разделить участь большинства своих героев. 31 марта 1904 г. Василий Верещагин вместе с адмиралом С.О. Макаровым и всей командой корабля погибнет близ Порт-Артура при взрыве на японской мине броненосца «Петропавловск».

«Вся жизнь любил он рисовать войну.

Беззвездной ночью наскочив на мину,

Он вместе с кораблем пошел ко дну,

Не дописав последнюю картину…» -

напишет позднее о художнике К. Симонов.

Цикл картин В. Верещагина «Наполеон I в России» и «Старый партизан» в 1902 г. был куплен правительством и передан Русскому музею в Санкт-Петербурге. В настоящее время работы художника хранятся в Государственном Историческом музее в Москве.