Выборы закончились. «Скелеты» выползают из шкафов.

E-mail Печать PDF

Кто «подкладывает свинью» Сергею Собянину?

«Лужковская» команда, доставшаяся новому мэру Москвы  в наследство, все еще надеется разжиться федеральной землей Государственного исторического  музея-заповедника «Горки-Ленинские».

Между Правительством Москвы и Правительством Российской Федерации может разгореться  крупный скандал из-за попытки некоторых подведомственных московскому правительству организаций вывести примерно 2400 (две тысячи четыреста) гектаров драгоценной подмосковной земли из-под федеральной юрисдикции.

Речь идет о сомнительном решении Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ТУ Росреестра по МО) от 13 декабря 2012 года зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0000000:497 за Государственным природоохранным бюджетным учреждением города Москвы «Управление особо охраняемыми природными территориями по Юго-Западному и Центральному административным округам города Москвы» (ГПБУ города Москвы «Управление ООПТ по ЮЗАО и ЦАО»).

Сомнительность решения заключается в том, что еще в 1972 году Постановлением Совета Министров РСФСР эта территория была отведена под Государственный исторический заповедник «Горки Ленинские» и его охранную зону, и это решение сохраняет законную силу и сегодня. В дальнейшем другими постановлениями территория была расширена. В декабре 1991 года Верховный Совет Российской Федерации постановил включить учреждения культуры общероссийского значения в перечень объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности. Указ Президента РФ от 20 февраля 1995 года также отнес Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры  «Государственный исторический музей-заповедник «Горки-Ленинские» к тем музейным комплексам, которые имеют федеральное (общероссийское) значение и являются «объектами культурного наследия, составляющими национальное богатство страны».

Сегодня правопреемственность сохраняется, ФГБУК «Государственный исторический музей-заповедник «Горки-Ленинские» остается федеральным музеем, его земли, расположенные в Московской области, также являются федеральными, и для их передачи кому бы то ни было требуется постановление Правительства РФ.

Для ведения лесного хозяйства и защиты охранной зоны музея-заповедника в 1974 году в Мосгорисполкоме была создана организация «Государственный исторический заповедник-лесопаркхоз «Горки Ленинские». Это была хозяйственная организация по обслуживанию территории  музея, но не федеральное учреждение культуры. В дальнейшем это учреждение было реорганизовано и присоединено к Государственному природоохранному бюджетному учреждению города Москвы «Управление особо охраняемыми природными территориями по Юго-Западному и Центральному административным округам города Москвы».

В 2012 году ГПБУ города Москвы «Управление ООПТ по ЮЗАО и ЦАО», нисколько не смущаясь того, что на  этой  территории расположено федеральное учреждение культуры,  обратилось в Управление Росреестра по Московской области для регистрации права на указанный участок, но получило отказ. Основанием стало сомнение в подлинности Государственного акта на право бессрочного пользования на землю и то, выдавался ли этот документ вообще - на копии представленного документа не были проставлены ни дата, ни подпись, ни печать.

Однако 03 декабря 2012 года Арбитражный суд Московской области почему-то признал незаконным отказ и обязал Управление Росреестра по Московской области зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования за ГПБУ города Москвы «Управление ООПТ по ЮЗАО и ЦАО». Решение суда было обжаловано Росреестром и другими заинтересованными лицами, но спустя 10 дней, 13 декабря 2012 года, сам же Росреестр право пользования зарегистрировал – не на основании решения суда, а на основании двух документов, вообще не порождающих право бессрочного пользования на спорный земельный участок для ГПБУ города Москвы «Управление ООПТ по ЮЗАО и ЦАО».

Позднее на совещании  в Министерстве Культуры РФ представители ООПТ, Росреестра и Департамента природопользования Москвы сами признали, что «регистрация произведена на основании постановления  Правительства Москвы, на основании акта приема-передачи и с учетом резолютивной части судебного акта, не вступившего в законную силу».  Ведь само решение суда о регистрации – с описательной и мотивировочной частями – было подготовлено как документ только 11 января 2013 года, а регистрация была произведена в декабре 2012 года. Законом не предусмотрена регистрация права с учетом резолютивной части решения суда – право регистрируется только на основании судебного акта. А учитывать и принимать сведения, содержащиеся в судебном акте, можно лишь тогда, когда он изготовлен в окончательной форме. При этом Управление Росреестра по Московской области до сих пор не согласно с тем решением Арбитражного суда Московской области  и продолжает его оспаривать.

Одновременно представители ГПБУ выразили мнение, что документом-основанием возникновения права бессрочного пользования для них  является решение Главы администрации Ленинского района Московской области от 1994 года «Об утверждении границ землепользования «Государственного исторического заповедника-лесопаркхоза «Горки Ленинские». Но данное решение предусматривало выдачу соответствующего Государственного акта, который так и не был выдан.

При регистрации было нарушено сразу несколько положений действующего законодательства РФ:

Город Москва не вправе распоряжаться федеральной собственностью, в т.ч. землями, находящимися в федеральной собственности;

Глава администрации Ленинского района Московской области  был  не вправе передавать, кому бы то ни было в постоянное (бессрочное) пользование земли, ранее закрепленные за федеральным учреждением культуры, получившем статус «объекта культурного наследия, составляющего национальное богатство страны».

Представленные как основание для регистрации документы - Акт приема-передачи земель лесного фонда от 01.04.2010 года и Постановление Правительства Москвы от 18.08.2009 № 782-ПП - не  являются правоустанавливающими и не порождают право ГПБУ города Москвы «Управление ООПТ по ЮЗАО и ЦАО» на пользование участком;

Интересно, что в пользу Москвы была забрана даже земля, на которой стоят здания музейного комплекса. Т.е. здания федеральные, а право на пользование землей под ними – у московского  городского учреждения, при том что весь комплекс расположен в Московской области – совершенно другом субъекте Российской Федерации.

В 2012 году сменилось руководство ФГБУК «Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские». Сегодня перед музейщиками стоит новая задача – превратить крупный комплекс в  действительно привлекательный туристический кластер, с развитой экскурсионно-выставочной инфраструктурой, позволяющей реализовывать различные музейные проекты,  посвященные  истории нашей  Родины. Здесь могли бы проводиться и культурно-массовые мероприятия федерального масштаба, особенно учитывая приближающееся  столетие таких исторических событий, как Первая Мировая война, Февральская и Октябрьская революции, и всё, что с этим связано. Уже сегодня вырос поток российских и иностранных, прежде всего, китайских, туристов, которых привлекают события тех лет. Музейно-природный парк обещает стать излюбленным местом познавательного туризма.

Но, к сожалению, по прихоти, а может, и по умыслу некоторых чиновников Правительства  Москвы эти планы  могут так и остаться планами. А вместо  федерального музея-заповедника может появиться, например, элитное место отдыха за высоким забором с заповедной  территорией  в «шаговой»-  всего 12 километров -  доступности от  столицы.

ГПБУ города Москвы «УООПТ ЮЗАО и ЦАО города Москвы» и руководство профильного департамента Правительства Москвы должны понимать, что сложившаяся ситуация бросает тень на всё московское правительство во главе с недавно избранным мэром С.С. Собяниным. Цена вопроса слишком велика, чтобы проблему удалось спустить «на тормозах».

Вместе с тем еще остается возможность закрыть вопрос без последствий для его инициаторов. Эта возможность - немедленно, во внесудебном порядке, без дополнительного давления принять активные меры для восстановления имущественных прав Федерального государственного бюджетного учреждения культуры  «Государственный исторический музей - заповедник «Горки-Ленинские».

Впрочем, до окончательного решения, заявление с просьбой разобраться в ситуации уже направлено Генеральному прокурору РФ.